Эпоха импрессионизма берёт начало с конца XIX века, с тех пор она навеки оставила свой след в истории искусства. Своей целью художники ставили вовсе не объективное отображение действительности, а передачу своих субъективных впечатлений. Грубые мазки, эксперименты с цветом и формой, чувственное восприятие — вот отличительные черты этого периода.
« В природе нет линий, есть только области цвета: одна против другой », — Эдуард Мане.
Картина «Бар в „Фоли-Бержер“», о которой пойдёт речь, была последним крупным полотном в жизни Мане, страдающего в последние годы своей жизни ревматизмом и атаксией. Несмотря на муки, художник продолжал творить: пока были силы, он приходил делать наброски в популярное среди парижан кабаре.
Почему, даже будучи в тяжелом состоянии, для Мане было так важно написать этот сюжет?
Взгляните на картину ещё раз.
Вероятно, вы почувствовали, что законы физики в ней явно нарушены: отражение в зеркале, располагающее за спиной центральной фигуры, не соответствует тому, что в действительности происходит перед нами.
Давайте разберемся: это ошибка художника или его намеренный замысел?
Публика
Кабаре «Фоли-Бержер» — место смешения социальных групп Парижа, где проходили концерты, театральные представления, подавали алкоголь и лёгкие закуски. Место феерии, дарующее своей публике временное чувство свободы и доступности наслаждений.
Каждый человек из толпы явно заинтересован в происходящем: кто-то увлечен беседами, кто-то — внимательно следит за представлением (на это нам намекает фигура акробата в левом верхнем углу картины), чтобы на следующий день в «свете» обсудить его содержание.
Центральная фигура
В центре — привлекательная молодая девушка за мраморным прилавком бара, на котором расположены алкоголь, ваза с апельсинами, хрустальный бокал с двумя розами. Всё это не так привлекает внимание, как её печальные глаза, обращенные прямо к нам, зрителям.
Однако в отражении виднеется совершенно иная картина: девушка кокетничает с посетителем бара; её корпус, более округлый, обращён в его сторону, как бы намекая на возможную близость.
Это несоответствие говорит о возможной разочарованности Мане перед обществом, которому интересны лишь девушки, пустые беседы и алкоголь, — таковой была публика Парижа конца XIX века.
Детали
Задумчивый и отрешенный взгляд девушки добавляет загадочности в произведение, но есть ещё одна деталь — цветы. Розы, начавшие увядать, вероятно, символ мимолетности земной красоты.
Обратите внимание на бутылки по левую сторону от фигуры девушки — они не лежат в ведрах со льдом, как следовало бы. Возможно, Мане тем самым хотел показать, как они схожи силуэтом с девушкой за стойкой: она — такой же товар, выставленный на продажу.
Итог: ошибка или замысел?
Ответ очевиден: Мане хотел запутать нас, своих зрителей. В этой картине сопряжены не только игра света, красок и живописи, но и изобилие деталей, заставляющих задуматься.
Картина «Бар в „Фоли-Бержер“» — это меланхоличный и поэтичный образ человека в совершенно чуждом и враждебном для него мире.
Этот мир — собирательный образ парижского общества — развратный, гедонистический, красивый внешне и, увы, пустой изнутри. Эдуард Мане мастерски воплотил свой замысел: он закончил свой творческий путь так, как мог только великий художник.