Перед вами попытка анализа археологических, изобразительных и письменных источников, которая ставит своей целью определить возможные факторы, датировку и регион возникновения такого феномена, как двуручный меч.
Первым делом, попробую дать определение этому оружию, от которого буду отталкиваться в дальнейшем.
Двуручным мечом является меч, размеры которого не позволяют эффективно применять его одной рукой, в том числе с коня, а рукоять имеет достаточную длину для расположения 3 и более ладоней на ней.
То есть этот меч, в отличие от меча "длинного", невозможно использовать кавалеристу, а также, почти невозможно переносить в привычных поясных ножнах. Отсюда сделаю первый вывод - двуручный меч не может развиваться там, где основной задачей воина является бой верхом. Для этих целей существует меч длинный, достаточно легкий для одной руки и достаточно удобный для двух.
Но не стоит на месте металлургия, не стоит на месте и изобретательность человека. И первое, что намекает нам на появление такого рода мечей, это рыцарские надгробия. Уже в первой половине XV века мы встречаем несколько примеров надгробий, на которых изображены мечи, превышающие размерами даже известные длинные образцы. Обратите внимание на ряд надгробий внизу:
Этот солидный размер мечей и говорит о появлении "истинного" двуручного меча. Их размеры, как можно заметить, во многом совпадают с описанным 50 годами позже Филиппо Вади "мечом для двух рук": "Меч для боя в доспехах должен быть такой формы, как нарисовано ниже, и быть таких размеров: высотой он должен достигать хозяину до подмышки и быть заточен на четыре пальца от острия"
Кажется, мы попали в точку. И если перед нами визуальное свидетельство их существования. А существует ли археологические данные об их присутствии в середине XV века? Оказывается, существуют.
В королевской оружейной палате города Лидс хранится большой меч, датированный 1430-1450 годами и обладающий поистине достойными размерами. Полная его длина составляет целых 148 см и вес в 2,2 кг.
Меч был найден вместе с еще 6 мечами разных размеров на предполагаемом поле битвы при Кастильоне, которая состоялась 17 июля 1453 года.
Почти полностью аналогичный ему меч хранится в Коллекции Уоллеса (инв. номер А. 474). Его полная длина составляет 155 см и вес 2,8 кг. Учитывая разный уровень сохранности и износа обоих образцов, можно предположить, что и вес меча с поля Кастильона на момент его изготовления был ближе к 2,5 кг.
Существуют и другие образцы мечей сопоставимых размеров с аналогичной датировкой. Многие из них можно отнести к типу XVII по Окшотту. Сам Окшотт описывает их как наиболее массивные и крупные мечи своей эпохи, доходящие до 2,5 кг весом и 150 см в длину. Нижняя их граница граница располагается традиционно около 1,5 кг и 125 см.
Вторая половина XV века подарила нам еще более необычный тип меча, на котором я хочу особо заострить внимание. Это тип XVIIIe, также называемый 'датским'. В нем можно встретить черту, которая в дальнейшем будет сопутствовать большому количеству двуручных мечей XVI века, а именно - длинное и узкое рикассо без лезвий. Оно располагается выше гарды и как бы создает дополнительную площадку для хвата, превращающего меч в своеобразное копье.
Эти мечи находят почти эксклюзивно на территории Ютладского и Скандинавского полуостровов, также встречаются в Северной Германии. Они нашли отражение и в изобразительных источниках: довольно часто их изображают на фресках скандинавских церквей.
Можно предположить, что во второй половине XV века этот меч стал характерным спутником местного рыцарства, которому часто приходилось спешиваться в условиях местности. Подобная географическая локализация подсказывает мне следующую логическую цепочку:
- Местное рыцарство не обладало пастбищами и иными возможностями для выращивания боевых лошадей, сопоставимыми по уровню с Францией и Южной Германией
- Местные условия ведения войны также далеко не всегда были сопряжены в возможностью проведения кавалерийской атаки на открытой местности. Зачастую датские и шведские феодалы выполняли роль своеобразного "морского десанта"
- Потребность в статусном и эффективном оружии в условиях Северной Европы породила локальный феномен больших двуручных мечей, почти неприменимых в конном бою
К началу XVI века тип XVIIIe сменяется в скандинавском регионе двуручным типами XIXa и XXa, с сохранением аналогичной конструкции эфеса и размеров. Дальнейшее развитие двуручных мечей уже в XVI веке приведет к заметному увеличению размеров (до 180 см к XVII веку) и появлению второй гарды выше рикассо (правильный термин - parierhacken). Спецификация этого оружия также подсказывает, что их применение оставалось в сфере войны пешком, а также дуэлей и поединков, а также "там, где один должен противостоять многим". В последствии появятся и локальные вариации двуручных мечей: испанская (montante), итальянская (spadone), германская (beidhändershwert).
Традиционно, небольшой итог
Трудно сказать наверняка, но можно предположить, что условия войны в Северной Германии и Скандинавии действительно могли породить локальный феномен больших двуручных мечей, который уже во второй половине XV века стал проникать в остальную Европу. Также не буду сбрасывать со счетов традиции пеших турниров и поединков, которые могли сыграть немалую роль в развитии не только техники, но и конструкции и размеров мечей. Однако, учебники, описывающие уже действительно большие мечи, появятся только в конце XV века, а сами мечи, как мы смогли понять сегодня, вероятно, были в ходу на пол-столетия раньше.
На этом полагаю, можно приостановиться и порекомендовать соответствующую оказии литературу:
Clements J. 'Medieval Swordsmanship: Illustrated Methods And Techniques'
Johnsson P. 'Svante Nilsson Stures svärd: ett försök till rekonstruktion'
Melville N. 'The Two-Handed Sword History, Design and Use'
Oakeshott E. 'European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution'
Oakeshott E. 'Records of the Medieval Sword'
Oakeshott E. 'The Sword in the Age of Chivalry'