Найти тему
Шакко: об искусстве

Как женились русские императоры

Картины и гравюры про то, как женились члены императорской фамилии Романовых. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории давайте оценим детали.

Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 1874
Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 1874

Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого.

От первой его свадьбы (в бытность царем) с Евдокией Лопухиной свадебных цветных фоточек не осталось, что было связано с отсталостью светской живописи того времени. Есть только вот такая штука на память — рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак» Кариона Истомина, преподнесенной в 1689 году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии Лопухиной. Новобрачные изображены стоящими на земле.

-2

А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул). В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в "новой" России все равно очень медленно). Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры. И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике. Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.

Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.
Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.

Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал.

Дальше у нас большая лакуна в жанре. Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило.

Петр III и Екатерина Великая

Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано.

Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины.

Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ
Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ

Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже. Зато! Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.

-5

Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это. Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам неведомо опять: сохранившиеся изображения какие-то странные, аллегоричные. Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный жанр... Или из Европы завести.

 Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ
Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ

Но вот на носу XIX век, и наконец, нам забрезжил свет: начали нормальные документальные картины писать.

Александр I и Елизавета Алексеевна

Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую. И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием. Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод — переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна.

Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ.
Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ.

Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к. Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг.

Как в 1817 году женился великий князь Николай Павлович, на тот момент отнюдь не наследник, тоже — пробел.

Александр II и Мария Александровна

Но вот наконец наступил полноценный "викторианский" XIX век с его страстью к тщательному запечатлению семейственного. Почему в таких условиях не рисовали  цесаревича Александра (II) в 1840  и Марию Александровну — не понимаю. Нашлось только такое, скучненькое.

 Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна.
Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна.

Александр III и Дагмар

Они женились еще при жизни отца-императора. Автор картины, приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и праздников, балов и похорон.

Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ
Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ

В композиции несколько последовательных эпизодов бракосочетания. Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович – герцог Лейхтенбергский.

Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную (венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для великих князей, которых развелось бесчисленно. Большевики продали ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в американском Hillwood Museum.

Никки и Аликс

Они женились, когда Николай уже стал императором. Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы.

Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры Федоровны».  1894. ГРМ
Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры Федоровны».  1894. ГРМ

Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого почти мастера, датчанина Туксена.

 Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭ
Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭ

Слева направо – король Кристиан IX Датский, императрица Мария Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна, Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел. кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский.

Фрагмент
Фрагмент

 А еще в Эрмитаже сохранилось подвенечное платье Аликс. Да, талия у немецких принцесс уже не та, что в 18 веке...

-14

А потом все кончилось.

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.