Картины и гравюры про то, как женились члены императорской фамилии Романовых. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше — у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории — давайте оценим детали.
Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого.
От первой его свадьбы (в бытность царем) с Евдокией Лопухиной свадебных цветных фоточек не осталось, что было связано с отсталостью светской живописи того времени. Есть только вот такая штука на память — рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак» Кариона Истомина, преподнесенной в 1689 году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии Лопухиной. Новобрачные изображены стоящими на земле.
А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул). В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в "новой" России все равно очень медленно). Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры. И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике. Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.
Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал.
Дальше у нас большая лакуна в жанре. Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило.
Петр III и Екатерина Великая
Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано.
Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины.
Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже. Зато! Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.
Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это. Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам неведомо опять: сохранившиеся изображения какие-то странные, аллегоричные. Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный жанр... Или из Европы завести.
Но вот на носу XIX век, и наконец, нам забрезжил свет: начали нормальные документальные картины писать.
Александр I и Елизавета Алексеевна
Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую. И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием. Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод — переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна.
Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к. Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг.
Как в 1817 году женился великий князь Николай Павлович, на тот момент отнюдь не наследник, тоже — пробел.
Александр II и Мария Александровна
Но вот наконец наступил полноценный "викторианский" XIX век с его страстью к тщательному запечатлению семейственного. Почему в таких условиях не рисовали цесаревича Александра (II) в 1840 и Марию Александровну — не понимаю. Нашлось только такое, скучненькое.
Александр III и Дагмар
Они женились еще при жизни отца-императора. Автор картины, приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и праздников, балов и похорон.
В композиции несколько последовательных эпизодов бракосочетания. Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович – герцог Лейхтенбергский.
Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную (венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для великих князей, которых развелось бесчисленно. Большевики продали ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в американском Hillwood Museum.
Никки и Аликс
Они женились, когда Николай уже стал императором. Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы.
Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого почти мастера, датчанина Туксена.
Слева направо – король Кристиан IX Датский, императрица Мария Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна, Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел. кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский.
А еще в Эрмитаже сохранилось подвенечное платье Аликс. Да, талия у немецких принцесс уже не та, что в 18 веке...
А потом все кончилось.
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.