Найти в Дзене
Мерси Баку

В сейсмически активном районе Узбекистана появится АЭС

В социальных сетях продолжается бурное обсуждение проекта, который стартует без согласования с местным населением.

На границе Бухарской и Навоийской областей Узбекистана, на территории около озера Тудакуль 19 октября стартует амбициозный проект по строительству атомной электростанции (АЭС). Узбекские власти связывают с его реализацией самые радужные ожидания. Поэтому чиновников при выборе места для строительства не смогли остановить те факторы риска, которые во всём мире предпочитают не игнорировать. Дело в том, что территория Бухарской и Навоийской областей — одна из самых сейсмически опасных в регионе.

В интернете в свободном доступе имеется достаточно публикаций, в том числе научных, указывающих на тектоническую активность территорий этих областей республики.

Блиц-экскурсии в персональный сайт главного научного сотрудника Институт физики Земли РАН, доктора физико-математических наук Валентина Уломова вполне достаточно, чтобы трезво оценить возможные последствия аварии на ядерном объекте для населения и окружающей среды.

Российский сейсмолог, профессор геофизики Уломов вспоминает, как 8 апреля и 17 мая 1976 года в Бухарской области Западного Узбекистана, в пустыне Центральный Кызылкум, считавшейся до того слабо активной в сейсмическом отношении, произошли сильнейшие для платформенной территории Туранской плиты Газлийские землетрясения.

— Сейсмический эффект в эпицентре достиг 9-10 баллов по 12-балльной шкале сейсмической интенсивности. Очаговая область этих землетрясений располагалась на глубине 20-25 километров, — отмечает учёный.

По его данным, следующий сильный подземный толчок с магнитудой М=7.2 возник 20 марта 1984 года в том же очаге, сместившись немного к западу. В результате этих землетрясений был стёрт с лица земли рабочий посёлок нефтяников — Газли, расположенный примерно в 30 километрах от эпицентральной области.

Идея развития ядерной энергетики в Узбекистане сама по себе не нова, и имеет давнюю историю.

— Вопрос о строительстве атомной электростанции в Узбекистане поднимался в 80-х годах XX века, а первый практический шаг в этом направлении был сделан в 2001 году, когда в Институте ядерной физики (ИЯФ) прошёл семинар по возможностям строительства АЭС, — делится первый замдиректора ИЯФ Академии наук Узбекистана Ильхам Садиков.

Однако, по его словам, буквально на следующий день был указ, что данный вопрос нельзя развивать, и поставлено табу. И с того времени тема была закрыта, вплоть до 2016-2017 годов, отмечает Садиков. В то же время учёный не распространяется о причинах, послуживших основанием для отказа от заманчивого проекта.

Следует отметить, что целесообразность строительства АЭС обсуждают не только учёные, но и простые узбекистанцы. Многие участники обсуждений высказываются против этого проекта по причине потенциальных угроз, исходящих от ядерного объекта.

— Вы понимаете, что это единственное нормальное водохранилище (Тудакуль), куда со всей Бухары ездят люди отдыхать? Это от Бухары всего 25-27 км. И вы в него будете сливать отработанную с реактора воду? Это же вообще немыслимо. Неужели нельзя было в менее населенном пункте выбрать территорию? Неужели нельзя было, ну, себе небольшое искусственное водохранилище выкопать? Куда вообще Академия Наук смотрит? — обращается к властям комментатор под ником Alisher Radjapov.

— Фукусима была одной из самых современных электростанций своего времени, но система автоматики ей почему-то не помогло, — делится своими тревогами Doniyor Baxtiyor Mas'ud.

Доктор политических наук Гули Юлдашева заявляет, что она, хотя и не специалист в области атомной энергетики, чтобы судить о тонкостях данного соглашения, относится скорее к тем, кто против развития атомной электростанции в Узбекистане. Сперва перечислив преимущества проекта АЭС, эксперт тут же напоминает об экологических и техногенных рисках развития атомной энергетики, которые будут значительно перекрывать возможные доходы от реализации проекта.

— Правительство Японии, к примеру, оценивает общие финансовые потери от трагедии в Фукусиме в 193 миллиарда долларов США. Нужно учитывать, что у нас сейсмоактивная зона, отсутствуют соответствующие кадры, необходимое количество воды для охлаждения АЭС. Кроме того, регион Центральной Азии окружен фундаментальными странами с массой нелегальных радикальных движений — никто в этих условиях не может подстраховать Узбекистан от возможной аварии и повреждений на АЭС, — подчеркивает Юлдашева.

По данным узбекских СМИ, последнее землетрясение в Навоийской области произошло совсем недавно — 29 сентября 2018 года. Подземные толчки ощущались в ряде городов Узбекистана. Эпицентр находился на территории Нуратинского района Навоийской области (282 километров к западу от Ташкента). Как сообщил Республиканский центр сейсмопрогностического мониторинга МЧС, магнитуда землетрясения в эпицентре составила 4 балла, глубина очага — 34 километра.