К сожалению или к счастью, нам иногда приходится задумываться о том, кем мы себя на самом деле считаем и как истинно к себе относимся. В периоды внутреннего морального кризиса, а, может, и просто от скуки, мы пытаемся анализировать совершенные нами те или иные действия, которые в итоге привели к определенному результату. Некоторые из нас в большей степени склонны к чувству вины, поэтому во всех жизненных неурядицах виним только себя, кто-то же действует ровно наоборот, всегда отрицая вину и имея твердую уверенность в своих действиях и поступках.
Так, где же проходит та тонкая грань осознания себя как хорошего или плохого человека? Нормально ли, что мы позволяем себе сильно ненавидеть кого-либо, тихо воображая, как мы сжигаем нашего обидчика на костре, топим его, поджигаем его дом, лишаем его всех жизненных удобств? Можем ли мы считать нормой тот факт, что, перечисляя каждый месяц деньги в благотворительный фонд, мы способны сильно оскорбить человека, случайно наступившего на нашу ногу или подраться с кем-нибудь из-за пустяка?
Как у вида, у человечества с насилием имеются очень неоднозначные отношения. Газовые камеры, смертные казни, изобретение мощнейшего биологического оружия, бомбы. Все это указывает на нашу непомерную жестокость, но загвоздка состоит в том, что мы никогда не были против насилия, мы были против только неправильного насилия. Правильное мы, как правило, поощряем: раздаем медали военным, идем голосовать, стараемся сблизиться с выдающимися представителями. Парадоксально, но правильный тип насилия мы очень даже любим. Но не забывайте, что помимо жестокости в нас так же присутствует альтруизм и сострадание. Так, как же объяснить биологию крайностей нашего поведения и тотальную неопределенность между ними?
Начнем с азов моторики. Это будет несколько скучновато, но необходимо для глобального понимания. Итак, ваш мозг дает команду позвоночнику и мышцам делать так и вот так, и вуаля, это и есть ваше поведение. Гораздо труднее тут разобраться в его значении, ведь в одном случае – нажатие на курок будет страшным преступлением, а в другом – героическим самопожертвованием. В одном случае положенная вами ладонь на чье-то плечо будет признаком сочувствия, а в другом ужасного предательства. Именно поэтому очень важно понимать биологию контекста нашего поведения, а это совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд.
В первую очередь надо понять, что не существует какого-то определенного отдела мозга, супер-гена или эволюционного механизма, который отвечает за подобное разграничение ситуаций. Это многослойный и многокомпонентный сложный механизм. Рассмотрим такой пример. Представьте, что у вас есть пистолет. На улице мятежи, насилие, люди носятся туда-сюда. Вы замечаете, как на вас бежит незнакомый человек и по его лицу трудно определить напуган ли он, печален или зол конкретно на вас. В руках у него вы замечаете нечто похожее на пистолет, но точно сказать трудно. Незнакомец продолжает бежать в вашу сторону и в итоге вы стреляете в него. Позже оказывается, что в руке у него был всего лишь мобильный телефон.
Для начала зададим вопрос из области биологии, а именно: что побудило вас выстрелить? Давайте уточним что же происходило в вашем мозгу за секунду до выстрела. Нас будет интересовать область мозга с названием «миндалина». Она, помимо прочего, отвечает за жестокость и страх, и именно она запускает цепь реакций, которые кладут ваш палец на курок. А каким был уровень активности в миндалине секундой ранее? Чтобы это понять, необходимо сделать небольшой шаг назад в наших рассуждениях. Что происходило секундой ранее вокруг вас и как сильно окружающая среда повлияла на реакцию миндалины? Разумеется, вид и шум мятежей воздействовали на вас все это время, поддергивая нервную систему, но наибольшее влияние на ваш выбор выстрелить оказали несколько факторов, непосредственно связанных с тем, кто именно бежал в вашу сторону. И печальный факт состоит в том, что ваш мозг с большей вероятностью спутает телефон с пистолетом, если на вас бежит крупный мужчина другой с вами расы.
Теперь давайте отмотаем время на пару часов до события и поговорим о гормонах. Одним из важнейших и влиятельных факторов, оказывающих воздействие на идентификацию действий и общего вида человека, оказывает уровень тестостерона в крови. Удивительно, но вне зависимости от пола, повышенный уровень этого гормона заставит вас видеть в печальном или просто уставшем выражении лица другого человека злость или недовольство.
Продолжая отматывать ленту времени на недели и месяцы до печального события, упомянем о феномене нейропластичности. Тот факт, что прошлый опыт способен изменять процессы в нашем мозге так же играет большую роль в принятии решения выстрелить. Потому что, если последние месяцы вы находились в постоянном стрессе и/или получали какие-нибудь травмы, ваша миндалина будет увеличена, нейроны окажутся легко возбудимы, а префронтальная кора, отвечающая за рациональное принятие решений, сильно атрофирована. Вся совокупность этих факторов отразиться в той единственной секунде, когда вы нажали на курок.
Но и это еще не все. Предлагаю зайти дальше и заглянуть в юность стрелявшего. Особенность этого периода нашего развития заключается в том, что все отделы мозга работают на полную мощность, все, кроме той самой префронтальной коры. Она будет еще совсем зеленая и полностью созреет только годам к 25. То есть, юность и ранняя зрелость, это именно те годы, когда окружающая среда и приобретаемый опыт формируют определенную версию коры, которой вы будете располагать в тот самый критический момент выстрела.
При этом, обращаясь к периоду внутриутробного формирования плода, выясняется, что именно в этот момент происходят так называемые эпигенетические изменения, которые могут навсегда активировать одни гены и выключить другие. К примеру, если в вашей внутриутробной среде было много гормонов стресса, эпигенетика обеспечит вас легко возбудимой миндалиной и повышенным уровнем гормонов стресса во взрослом возрасте. А переместись мы еще дальше во времена, когда вы были лишь набором генов в крошечной клетке, выяснится вот что. Но для начала уточню, что хоть и роль генов крайне велика в жизни и формировании каждого индивида, она не является определяющей, так как они работают по-разному в разных условиях. Примером служит тот факт, что, если вы обладаете разновидностью гена под названием МАО Альфа, он наделит вас склонностью к асоциальному поведению, но только при условии, что с вами жестоко обращались в детстве. Гены и среда всегда взаимодействуют друг с другом, поэтому на критическое решение нажать на курок влияет огромная совокупность всех факторов из вашей жизни.
Итак, теперь мы видим, что для того, чтобы понять поведение будь оно ужасным или прекрасным, нам придется учитывать события, произошедшие не только за секунду до выстрела, но и те, которые произошли много лет назад. Каким же будет вывод на этом этапе? Официально все очень сложно. Прежде, чем судить чье-нибудь поведение, необходимо тщательно разобраться в его истоках, особенно, если вы его порицаете. И на мой взгляд, важнейшим моментом во всем этом деле является изменчивость.
Биология на всех упомянутых выше уровнях способна меняться при определенных обстоятельствах. Например, экосистема. Тысячу лет назад Сахара была цветущим лугом. К слову, культура тоже имеет свойство меняться. Например, В 17-ом веке шведы наводили ужас на Европу, бесчинствуя повсюду, а на данный моменту них не было войн уже лет 200. Но самым главным является тот факт, что способен меняться человеческий мозг. Нейроны образуют новые связи, нервные цепочки разъединяются, абсолютно все в нашей черепной коробке подвергается изменению и в результате рождаются исключительные примеры людской изменчивости.
Пример первый. Джон Ньютон, британский священнослужитель. Он сыграл ключевую роль в отмене рабства на территории британской империи в начале 19-го века, а до этого события он проработал капитаном на рабских кораблях, вкладывал свои деньги в рабский труд и богател на этом. Что-то изменилось в нем, не так ли? Пример второй. Человек с именем Зенджи Абе, сбрасывавший бомбы на Пёрл-Харбор, спустя много лет пришел на встречу с американскими ветеранами, чтобы попросить прощения за поступок, совершенный в молодости.
Однако не всегда нам требуются десятилетия для подобных изменений, иногда будет достаточно и пары часов. История знает немало примеров того, как во время перемирий солдаты по обе стороны баррикад с удовольствием проводили время вместе, общались и даже встречали рождество, пока им снова не прикажут убивать друг друга.
Важно осознать, что мы не хорошие и не плохие. Мы самые изменчивые существа во вселенной и только в наших силах направить эти изменения в лучшую, гуманистическую сторону.