Древний Египет оставил нам богатейшее культурное наследие, памятники архитектуры и живописи. Великолепные монументальные пирамиды до сих пор поражают воображение и считаются одним из величайших чудес света. Но одним из главных достижений ушедшей цивилизации, безусловно, признаны письменные свидетельства былых эпох. Египтяне еще в 4-м тысячелетии до нашей эры создали уникальное иероглифическое письмо и успешно пользовались им на протяжении почти 3,5 тысяч лет.
Но прошли годы и искусство прочтения иероглифов забылось. Огромное количество ярких свидетельств бытия древних людей стали просто молчаливыми рисунками на стенах гробниц и страницах папирусов. Прорыв произошел лишь в 1822 году — никому не известный французский ученый Шампольон предложил новый метод дешифровки причудливых криптограмм.
Молчаливые свидетельства
До революционного открытия молодого египтолога иероглифы не поддавались прочтению. О том, как жили и что думали, во что верили представители великой цивилизации, исследователи могли лишь догадываться, рассматривая и анализируя изображения. Полторы тысячи лет назад греческий ученый Гораполлон предложил гипотезу, которая стала ведущей. Он предположил, что каждый иероглиф означает символ, соответствующий своему рисунку. Последующие криптографы отталкивались от принятого метода — и… Иероглифы молчали.
Возможно, так продолжалось бы и по сей день, если бы обстоятельства сложились по-другому. Но во время экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет был найден Розеттский камень и привезен в Париж. Находка стала доступна для исследователей. На ее поверхности были выбиты не только иероглифы, но и дублировавшая их надпись на древнегреческом языке.
Революционный прорыв
Розеттским камнем занялся молодой француз-полиглот Шампольон. Он знал множество восточных языков, в 17 лет уже был профессором Академии наук. Но настоящей его страстью была древнеегипетская письменность. Жизнь его складывалась тяжело — он имел хрупкое здоровье, был обвинен в бонапартизме и уволен с кафедры. Наличие свободного времени и упорный дух сделали свое дело — он добился успеха.
Шампольон отверг все существующие методы прочтения иероглифов и предположил, что знаки на рисунках — это буквы. На камне некоторые группы символов были обведены овалами — ученый принял их за имена фараонов Клеопатры и Птолемея и начал расшифровку. В процессе работы он составил основы алфавита. Но это было лишь начало, оказалось, что в других надписях эти же иероглифы могут означать слоги и даже целые слова. Прежде чем древнеегипетская письменность открыла все свои тайны, а ученый был признан, прошли десятилетия, занятые упорным трудом.