Никто из нас, безусловно, не идеален. У всех есть свои проблемы, изъяны, многие тонут в неопределенности и какой-то внутренней тоске и тревоге. Конечно же, мало кому хватает смелости признаться себе в том, что где-то он промахнулся, ведь гораздо удобнее прикрыть это какими-то бесполезными делами и прочей мишурой, которая помогает сделать видимость нормальной жизни для окружающих и, особенно, для нас самих. Раньше местом для иронии над подобными проблемами общества была литература, затем кино, и вот недавно появилось еще одно, возможно, одно из самых "показательных" - мультфильмы, где любой изъян можно облачить в интересную и несложную нарисованную историю нарисованных людей, которая способна заставить задуматься тех самых, настоящих, нас с вами. И в этот раз мы хотели бы поговорить именно об этом – как много на самом деле смысла скрывается за смешной и порой грубой картинкой этих мультфильмов для взрослых, где в каждом персонаже можно найти отголосок себя самого и своих “болей”.
Кто
XYZ
Есть такой любимый обществом и нелюбимый учеными подход - делить это самое общество на поколения и обозначать эти поколения буквами. В начале счисления лет, которые большинство из нас способно осознать (ведь до него - архаика, ветошь или вообще империализм, а значит, к настоящему времени имеет весьма отдаленное отношение), было так называемое поколение беби-бумеров - людей, родившихся во время или сразу после WW2, основной ценностью которых было «жить, чтобы работать», потому что работать - значит воссоздавать то, что на своем пути разрушила машина войны. Их дети, впервые увидевшие свет с середины 60-х до середины 80-х, стали поколением Х, которое прошло период становления сначала во времена бурного экономического роста, а затем во времена мирового финансового кризиса, что сделало их людьми прагматичными, выше всего ставящими личные достижения - должность, социальный статус и репутацию. Их дети – самое замученное маркетинговыми исследованиями поколение Y (миллениалы), коротающее свой век где-то с конца 80-х -начала 90-х — это поколение, которое вырастил и сформировал интернет. Благодаря этому, кроме широкого кругозора и любознательности, в качестве побочного эффекта ребята приобрели неприязнь к любого рода определенности и ограничениям – будь то общественным, корпоративным или, например, семейным. Выше всего они ценят свободу и возможности, что продолжает неслабо взрывать мозг их целеустремленным родителям, отодвигает вперёд сроки создания собственной семьи и мешает приспособиться к одному работодателю на хоть какое-то долгое время. Наконец, те из нас, кто сейчас в той или иной мере проходит свой пубертатный период (то есть ребят, родившихся на заре 2000-х) называют поколением Z – это активные пользователи социальных сетей, самое расслабленное и вместе с тем – самое быстрое поколение из всех.
Взрослые дети
Мы в #артшэринге, как вы понимаете, целиком относимся к Y-кам, и речь сегодня поведем именно о них (потому что можем). Переживая период 25-35 летия, мы, и без того незафиксированные по жизни, проходим через так называемый “кризис четверти жизни” – тот болезненный период, когда человек определяет свои долгосрочные приоритеты и формирует свою жизнь в том виде, в каком она останется на какое-то долгое время. Кроме всего этого мы, конечно, ещё и поколение постмодерна, а значит с детства впитали в себя все “законы жанра” – постоянную саморефлексию, деконструкцию понятий, и призму сатиры, через которую мы привыкли смотреть на мир. Так вот, сделайте смузи из всех этих факторов и вы получите поколение вечных детей, ищущих свое место в этом мире. А рынок, в свою очередь, предлагает нам продукт под стать этим потребностям. Как взрослые дети, мы любим все одновременно детское и взрослое, ярким примером могут быть взрослые мультсериалы — те, что обычно выходят под знаком Adult Swim (в отечественных реалиях это ночной блок телеканала 2х2 с возрастным ограничением 16+, 18+ и далее). Традиционно, великолепная суть такой мультипликации состоит в комбинации абсолютного абсурда и философского реализма, что делает каждую рассказанную историю одновременно острой, и глубокой. Такой формат целенаправленно бьёт в наш собственный оксюморон “взрослого ребенка” и поэтому – заходит. Так, недавно мы с удовольствием посмотрели два мультсериала, в которых этот контраст выражен наиболее искусно. Сначала это был более абсурдный “Рик и Морти” и затем - более депрессивный “Конь БоДжек”. И оба нас очень впечатлили. У “Рика и Морти” новые сезоны поступят не очень скоро, а значит, у вас есть достаточно времени, чтобы, при желании, нагнать все три сезона этого (не побоимся сказать) шедевра. У “БоДжека” же новый пятый сезон вышел пару недель назад, а значит, у всех фанатов наступило довольно долгожданное событие. В обоих случаях, философия сериалов сосредоточена на темах экзистенциализма, депрессии, поиске счастья и смысла жизни, и в обоих случаях эти сложные темы подаются в самой что ни на есть абсурдной и сатирической оболочке. В нашем сегодняшнем лонгриде-долгострое, на примере этих мультсериалов, мы подробнее расскажем о сатире, в которую облачен этот современный философский дискурс. И да, мы зануды, потому что постоянно копаемся в простых вещах, ищем в них социальный контекст и мешаем им просто быть веселыми. Потому, даже если вас этот контекст не так сильно заботит (что означает то, что вы великолепный зритель), мы обязательно советуем вам посмотреть оба эти мультсериала и от каждой серии получить в достатке – и веселья, и меланхолии, чего вам будет больше нужно.
Почему?
Почему нас веселят те или иные вещи? Согласно одной из теорий, наш смех – это ответная реакция на шок, который мы испытываем, когда видим как что-то в окружающем нас мире немного “сбоит”. Представьте то, как человек пытается сесть, затем кто-то резко выдергивает его стул из-под ног, и человек неуклюже падает на землю. У стороннего наблюдателя это может вызывать смех, ведь что может быть проще, чем сесть на стул? Это действие мы выполняем автоматически, не задумываясь, и когда сбой происходит в таких простых вещах, это не укладывается в нашей голове и мы смеемся от самой нелепости всей сложившейся ситуации. Так и в более сложных вещах – мы имеем завышенные ожидания от себя, людей вокруг, порядка общества вообще и живем в плену этих фантазий, которые мир, постоянно перестраиваясь, постоянно же и рушит, вновь и вновь давая нам поводы для слез или смеха – эмоций пограничных, которые каждый выбирает для себя сам, в зависимости от своего отношения к этой жизни в целом.
Именно так современная сатира, при помощи абсурдных ситуаций, гиперболизации тех или иных вещей, высмеивает уклад нашего общества, обнажая нелепицы и халтуру в его устройстве. В этом же ключе описывают мир и оба сериала, упомянутых выше.
Что
Герои нашего времени
“Конь БоДжек” - это история о персонаже из общества, в котором люди и антропоморфные звери (человекоподобные существа, совмещающие человеческие и животные признаки) живут бок о бок в прообразе современного Лос-Анджелеса. История концентрируется вокруг коня по имени БоДжек, вышедшей в тираж звезды ситкома 90-х, и его окружении. Все герои сериала, так или иначе, находятся в поиске смысла своей жизни, сталкиваются со сложностями в принятии правильных решений и пытаются заполнить образующуюся от этого пустоту всяческими аддиктивами. Этим может быть работа, алкоголь и наркотики, бесполезные задачи ради самих задач. Все эти люди (и звери) живут в мире роскоши и богатства, но даже это не помогает им стать счастливыми. Через это противоречие авторы исследуют (и остро высмеивают) многие резонансные в обществе темы, такие как депрессия, терроризм, аборты, давление общественного мнения, социальная разделенность, и многое-многое другое.
Совсем другой контекст рассматривается в сериале “Рик и Морти”. Вселенная, описанная в истории мультсериала - это мультивселенная, состоящая из бесконечного количества альтернативных вселенных (в которых отражены все возможные версии одних и тех же событий) так и столь же бесчисленного множества странных и фантастических мест и существ. Герой мультсериала – безумный научный гений Рик Санчез и его наивный внук-школьник Морти, которые переживают различные приключения в этой мультивселенной. Через гротескные и авангардные представления этой вселенной заостряются некоторые особенности наших личностей и общества в целом – воспитание и отношения в семье, свобода выбора, принятие собственной темной или токсичной стороны и многое-многое другое.
Переложите все это на упомянутый ранее контекст поколения Y, целевой аудитории “Рика и Морти” или “Коня БоДжека”, находящегося в кризисе четверти жизни, времени, когда умирают мечты. Или же на контекст современного мира постмодерна в целом, в котором в размере целого общества отмирают и низвергаются массовые ориентиры и ценности. Все это создает в нас вечный скепсис относительно героев, идей, значения реальности в целом. Это популяризует образ антигероя (о котором мы уже писали ранее) и низвергает привычное героическое клише, создавая их сломанные копии, позволяя такому же сломанному зрителю “присоединиться” к истории, за которой он наблюдает. По этой же самой причине клише “идеальной семьи” из ситкомов 90-х вырождается в образ Коня БоДжека, аллюзию на психологически поврежденную жизнь селебрити и современного общества в целом, а на смену отважных искателей приключений Дока и Марти из “Назад в будущее” появляется безумный гений Рик и его наивный внук Морти, которые путешествуют по бескрайним просторам вселенной в поисках, если не смысла существования, то хотя бы способов заполнить пустоту в собственной душе. В обоих случаях это истории персонажей, разочаровавшихся в ходе вещей, находящихся на пути саморазрушения, вызванного разочарованием прежде всего в самих себе и затем – в окружающем мире. Разочарование происходит от несоответствия хаотичного мира ожиданиям людей, стремящихся найти в нем порядок. Это несоответствие может вызывать ту или иную реакцию, но для зрителя эти сериалы оставляют самую подходящую – смех, потому что, на самом деле, это самая просвещенная и жизнелюбивая реакция из возможных.
С точки зрения кухонной философии можно сказать, что в обоих сериалах герои выбирают для себя ту или иную форму нигилизма. Только не того, про который мамкины бунтари с несформированными моральными ориентирами говорят “Я нигилист и ни во что не верю”. А того, что говорит про отсутствие в мире единого порядка вещей. Единственно верной политической линии, веры или, не знаю, единственно верного пакета молока для вашего завтрака. И в случае БоДжека и Рика герои принимают на себя два отдельных типа этого нигилизма.
О чем
Философия БоДжека - это так называемый экзистенциальный нигилизм: утверждение отсутствия внешнего, определенного кем-то или чем-то заранее смысла человеческой жизни, который каждый из нас выбирает самостоятельно. Само существование этого выбора порождает в нас сомнение и проистекающие из него переживания и депрессии. Поэтому история БоДжека – это история человека (то есть коня), у которого не получается принять и привести в действие правильные решения о переменах в его жизни, что образует в его душе пустоту, которую он заполняет бездействием и пассивным саморазрушением – алкоголем, сексом, наркотиками и всем остальным рок-н-роллом (который у каждого свой). Это отвлечение – то что делает его если не счастливыми, то хотя бы функциональным. Ничем неограниченная свобода нашего выбора это и самое большое благо и самое большое проклятие одновременно – мы можем быть кем сами захотим, но именно наш выбор, а никакие внешние факторы, определяет то, кто мы есть, а значит – это большой груз ответственности. Философия сериала сконцентрирована именно вокруг этого вопроса. Также очень важна здесь и параллель настоящей жизни БоДжека и его персонажа из ситкома 90-х “Ржем с конем”. Если в последнем жизнь довольно проста, каждая проблема решается к концу серии, то в реальности жизнь продолжается даже после ее самых разрушительных и самых сказочных моментов. Ведь после каждого прощания, как и после каждой свадьбы, есть день после. То, что предлагают нам авторы – отказаться от стремления к “счастливому концу” вообще. В жизни нет простых решений, каждую проблему нужно решать последовательно – и постепенно становиться теми, кем мы хотели бы быть. И даже простое понимание своих хороших и плохих сторон ничего не стоят, если за ними не следуют действия. Ярким примером этому может служить 4 эпизод 3 сезона под названием “Fish Out Of Water” (который отдельно был номинирован на престижную премию Эмми). Действие серии происходит в подводном мире, и поэтому весь эпизод проходит практически без слов. Одним из возможных способов побега от проблем является попытка “выговорить” свой путь из проблемной ситуации. Это, а также выпивка и алкоголь – излюбленные способы БоДжека уйти подальше от момента принятия сложного решения. Эпизод под водой, где герой не сможет ни говорить, ни курить или пить, особенно важен тем, что позволяет поставить его в состояние, где ему придется искать другой, нестандартный и достаточно тяжелый для него выход из сложившейся ситуации – принимать последовательные решения и воплощать их в действиях. По ходу серии герой проходит путь от сомнения до решительности, тем самым означая его трансформацию. Подводный город – это символ чужой, незнакомой культуры, в которой герой теряется и не может найти решение своей проблемы. Если выйти за рамки мультфильма и перенестись в реальность, то для нас этим подводным городом может быть как место вдали от дома (см. песню Englishman in New York), так и он сам. Основным выводом серии является то, что в этом безумном, хаотичном мире все что у нас есть – это наши связи с близкими и обществом в целом. Это может стать опорой в трудный момент и этим никогда нельзя пренебрегать.
Философия же Рика – это так называемый космический нигилизм (или пессимизм), который, как следует из названия, пытается рассмотреть смысл жизни через науку, от общего к частному, делая вывод, что ничто не значимо в сравнении с бесконечной вселенной, а значит смысл жизни определяется ничем, кроме желания человека делать те или иные вещи в тот или иной момент. Ни одно из созданных человеком понятий (вроде смысла жизни или даже самой человеческой личности) на самом деле не существует – это всего лишь созданный фантазией человека конструкт, позволяющий ему справиться с бесконечной пустотой реальности. Это убеждение создает для героя состояние постоянной неопределенности, рождая пустоту и в его душе, которую, в отличие от БоДжека, герой пытается заполнить деятельностью – что уже является формой гиперактивного саморазрушения, тщетной попыткой доказать себе самому свою собственную значимость. В культуре это часто называется темой “космического ужаса” (одного из возможных отношений к космосу, который, в отличие от космического оптимизма, считает космос источником угрозы извне, которую мы, столь малые и незначительные, даже не сможем осознать). С философской точки зрения, это наш вечный конфликт (или комплекс франкенштейна) – поиск смысла существования против абсолютного безразличия вселенной. В сериале это выражено в очень острой и сатирической манере. В одном из эпизодов Рик за завтраком создает небольшого робота, который, очнувшись, задает ему вопрос, – ”Кто я? Что я должен делать?” на что Рик отвечает ему “Намазывать масло на хлеб”. Робот расстраивается от сложившейся фаталистической ситуации, а Рик отвечает ему “Добро пожаловать в клуб”.
Все это видение очень похоже на философию Раста Коула из первого сезона “Настоящего детектива” – все незначимо в размере бесконечной вселенной. Но и еще у́же – все незначимо в системе многомиллиардного человеческого общества. Данная тема исследуется в 7 эпизоде 3 сезона "Ricklantis Mixup" (пожалуй, самом массово резонансном эпизоде из всех). Многие из версий Рика из альтернативных вселенных собирались вместе и однажды создали свою собственную цитадель, чтобы объединить усилия в борьбе с галактическим правительством, которое является управляющим органом во всей галактике и которое они ненавидят за его бюрократизм. Ирония данной ситуации заключается в том, что в итоге цитадель сама превращается в бюрократическую общественную систему, в которой каждый из ее членов – либо Рик, либо Морти. По сути, каждый из миллионов этих равных людей, вынужден отрезать от своей личности те кусочки, которые мешают ему втиснуться в рамки занятой роли в данной системе.
Тем самым эпизод исследует социологическую концепцию “отчуждения” личности – каталогизации общества, вследствие которой человеческая индивидуальность растворяется и ограничивается функциями определенной роли. В ходе серии мы знакомимся с одной из версий Рика, которая работает на фабрике по производству особого продукта – вафельного печенья, чье наполнение синтезируется при помощи специального устройства. Данный аппарат держит в анабиозе ту версию Рика, который однажды выбрал семейный очаг вместо покорения космоса, вновь и вновь прогоняет в его сознании воспоминания о детстве дочери, считывает его эмоции и синтезирует из этого наполнение для вафельного печенья. По сути, это является метафорой на то, как массовое производство заворачивает человеческие мечты в продуктовую обертку и использует чувства людей против их самих. Однажды Рик-рабочий на этой фабрике осознает, что мог достичь в своей жизни большего и что он более не хочет быть частью этой системы. Он идет к своему боссу (тоже другой версии Рика) и жестоко его убивает. В ходе своего побега он убивает и семейного Рика, из которого синтезировался основной продукт фабрики, и побеждает – владелец фабрики (тоже Рик) хочет забрать его с собой, потому что утверждает, что он особенный. В итоге революционер Рик оказывается схвачен и занимает место семьянина - Рика, только теперь, вместо воспоминаний о дочери, в его голове раз за разом прокручивается воспоминание о его бунте. Стремление человека к свободе можно также завернуть в товар, и мода на этот “бунт без причины” будет всегда, а значит, ее коммерциализация в виде “Бегущего в лабиринте” или “Голодных игр” также будет всегда. То же самое можно видеть и в “Матрице” – сама система создает Нео как символ свободы, необходимый людям, которых при помощи этого самого символа можно будет удержать в узде. Ответной реакцией на это может быть стремление к разрушению, анархии, откат к фундаментализму (ярким примером этого является история “Бойцовского клуба”). Но лучше всего – понять то , как система работает и последовательно, инкрементально, менять ее, раз за разом подрывая ее устройство изнутри. Этот пример является ярким изображением того, как “Рик и Морти” пытается исследовать различные аспекты устройства современного общества – в основном с точки зрения безразличия системы или вселенной в целом по отношению к личностям, что ее составляют. Это видение отражается и на том, как они видят смысл своей жизни – в самом отсутствии какого то ни было смысла, который ты можешь выбирать себе сам, а уж созидательный или разрушительный – решать тебе.
О покое и счастье
Интересно, что в обоих сериалах жизнь, вселенная, реальность в целом сравнивается с диким зверем, непоследовательным и опасным. И если в “Коне БоДжеке” в виде основного рецепта для поиска смысла существования выражено: прими все как есть, приспособься к этому зверю, займи в его чреве какое-то место, постарайся поступать так, как будет лучше всего и иди дальше, не оглядываясь назад. То в “Рике и Морти” рекомендация другая: либо не существуй вовсе, либо постарайся оседлать этого зверя, и если получится, сам решай – что сохранять, что создавать, а что разрушать, но всегда помни, что этот зверь не перестанет пытаться сбросить тебя и однажды ему это точно удастся.
В первом случае, по убеждению авторов, мир – это абсурдное и смешное место. Все, что нам остается в сухом остатке – принять этот абсурд, выбрать в этой постановке свою роль и быть счастливым. Это так называемый “сизифов труд” – стараться делать лучше хоть что-то , возможно даже что-то, что в итоге низвергнется, станет бесполезным, но в любом случае – быть счастливым от самого этого труда и от принятия этого мира таким, какой он есть. Бывает, что делать лучше – это большой труд, но надо пытаться, делать это каждую неделю, и если продолжишь – постепенно обязательно станет легче. Счастье в конечном итоге – это о последовательности правильных решений и действий. Но еще – и о нашей способности позволить самим себе быть счастливыми. Нужно перестать искать счастье в конце какого-то очередного эпизода из сериала своей жизни, а найти его в самой жизни. Это близко к философии стоицизма – принятию вещей такими, какие они есть, со своими спадами и подъемами. И самое главное – продолжать смеяться от того, насколько абсурдной может быть эта жизнь.
Во втором же случае, путь к счастью – это вопрос перспективы. Сами авторы “Рика и Морти” говорят, что видение космического пессимизма происходит произвольно, ведь когда ты все дальше отдаляешь свой фокус, до тех пор пока он не охватит все космическое пространство, все человеческое окажется для тебя незначительным, очень маленьким. Но стоит тебе “вернуться на землю”, сместить свой фокус на более простых вещах вроде приятной работы (лучше всего – креативной или ручной, вроде столярного дела мистера Свонсона из "Парков и Зон Отдыха") или отношений с близкими, все это становится более значимым и душа успокаивается. Можно пытаться найти смысл и через него само счастье при помощи широкой, систематической деятельности, и это может объяснить тебе много вещей, но все равно никогда не объяснит тебе самому - тебя самого. Поэтому конечный рецепт, при помощи которого вы сможете избежать бессмысленности и давления системы – сфокусироваться на чем-то простом и вместе с этим – творить и пытаться менять саму систему небольшими, инкрементальными шагами.
Подытожим
Вы можете видеть мир, как БоДжек – верить, что в нем нет никакого смысла жизни, кроме того что мы принимаем на себя самостоятельно. Вы можете видеть мир, как Рик – верить, что смысла нет и не может быть как такового, и что вы вольны просто делать то, что считаете нужным и интересным в тот или иной момент. Наконец, вы можете просто не быть нигилистом и верить, что смысл всегда указывается извне. Во что верить, как видеть мир вокруг и свое место в нем, и какие решения принимать – это ваше дело, но делать свой выбор и превращать его в действие – это всегда ваша собственная ответственность. Действуйте, делайте лучше, насколько можете. Позвольте себе быть счастливыми и примите жизнь такой, какая она есть. Не забывайте фокусироваться на простом. Но и не забывайте, что в ваших силах последовательно изменить абсолютно любой порядок вещей. И никогда не забывайте удивляться и смеяться тому, насколько фантастической, безумной и абсурдной все-таки является наша жизнь.
P.S.
Мы обсудили многое но, без преувеличений, каждая серия данных сериалов заслуживает еще более подробного разбора из-за глубины рассматриваемых тем, поэтому настоятельно рекомендуем посмотреть хотя бы несколько из них и составить свое мнение.
Источники
- Прекрасные разборы Wisecrack по Сатире, Нигилизму, Давлению системы (и также здесь), Философии "Рика и Морти" и "Коня БоДжека”
- Разбор драматургии БоДжека