Найти тему
Девица в башне

"Так поступают все женщины" - опера Моцарта в Большом театре.

Поход на эту постановку случился у меня внепланово. Мне, откровенно говоря, выпал определенный день в Москве и надо было найти самое интересное мне действо из возможных. И вдруг смотрю - Моцарт на Новой сцене Большого, да еще и билет во второй ряд за полторы тысячи висит, я, конечно, должна была его спасти.

Режиссер Флорес Виссер - голландец, художник-постановщик Гидеон Дэйви - британец, художник по костюмам Девеке ван Рэй тоже из Голландии и мне кажется, что европейская команда блестяще справилась с задачей сделать постановку традиционной в самом нормальном смысле этого слова. Новые трактовки хороши, когда режиссеру действительно есть что сказать нового. Но ведь можно почтительно отнестись к музыке и либретто, сохранить смыслы (и даже бессмысленности), идеи, юмор и сделать это здорово!

В Виссеровской " Так поступают все женщины" никакого новаторства ради скандала: это наимоцартовский Моцарт с париками и кринолинами, канделябрами и детьми , наряженными ангелочками и чертятами. И в то же время никакого ощущения нафталина и вампучности.

Зрителя не ставят перед фактом вот вам 18 век", а словно бы играют с этой темой. Сестрицы-героини во время исполнения первой арии постепенно облачаются в сложные одежды, надевают на каркасы многочисленные юбки. Во время увертюры слуги готовят главного кукловода оперы - дона Альфонсо к дальнейшим экспериментам над людишками тоже одевая его, поднося изысканный завтрак, пудря парик и прочее. По ходу сюжета во время представления в саду специальные люди крутят театральные машины Моцартовской эпохи, приводящие в движение бутафорские волны. И люди эти вроде как притворяются незаметными, на деле же их видно нарочито прекрасно. И вот таких "игровых" моментов очень много.

И наконец в финале прекрасное решение: за спинами актеров открывается еще один занавес и оказывается, что все происходило еще в одном театре.

Все эти белые нитки, творческая кухня, подчеркивание театральности сделало постановку современной по духу, очень изящной, легкой под стать музыке великого Вольфганга Амадея.

И особо хочется отметить то, что было очень весело, что в общем говорит в пользу актуальности оперы безо всяких переодеваний в толстовки, ноутбуков или видеопроекций. Драма в сюжете, конечно, тоже есть, но в моем сознании юмор победил. В первую очередь я буду вспоминать именно прекрасное веселое настроение, подаренное Моцартом и его современной компании единомышленников, коими стали все присутствовавшие на сцене.

Да, и оркестр был хороший, легкий и тактичный такой ( что в моем сознании уже доблесть, слишком меня угнетает, когда оркестры громыхают и глушат певцов).

Во втором ряду, конечно слышано все очень здорово. У меня есть какие-то притязания, но в принципе я никогда не жаловалась на акустику Новой сцены, оказываясь на любом ряду. На этой постановке я предположила, что скорее всего некоторых исполнителей не было бы столь же хорошо слышно с дальних рядов. Я говорю о певших партии двух благородных парней артистах. Ну во-первых их герои чаще были в глубине сцены, во-вторых, я бы не назвала их исполнение каким-то выдающимся ( Юрий Городецкий, Александр Миминошвили).

Странное впечатление произвела Ольга Семенищева ( Деспина). Играла потрясаще, просто стопроцентное попадание в героиню, но голос такой...простоватый что ли, не окрашенный, хотя надо сказать крайне подходящий Деспине именно по роли - эдакая бойкая выдумщица и интриганка из простого народа. С этой героиней просто похоже надо разбираться и послушать, как поют другие.

Очень понравились сестрицы Фиордолиджи и Дорабелла ( Ольга Селиверстова и Екатерина Воронцова) - отлично пели. Ну и Николай Казанский ( дон Альфонсо) был хорош.

-2

За пультом в этот вечер был главный дирижер Большого Туган Сохиев, благодаря своему второму ряду я наконец увидела, как он работает. Относительно недавно Сохиева записали в "танцующие" ну или чересчур выражающие свои чувства дирижеры, для части публики это - некомильфо. Иногда, конечно, излишняя эмоциональность дирижера просто-напросто может мешать музыкантам. Но эмоциональность Сохиева в этой постановке мне показалась весьма симпатичной, я скорее бы с подозрением отнеслась к человеку, который бесстрастно и сухо дирижирует Моцартом.

И вообще в яме разыгрывались прямо-таки сценки-бонусы, добавляющие куража. Два парня (не скажу с какими инструментами) то и дело принимались угорать над поймавшим волну руководителем, и сами потом с трудом принимали серьезный вид. Я все побаивалась что вот-вот начнется какая-нибудь лажа, нет, не началась и это было ужасно весело.

Не хочу останавливаться на содержании, зря что ли люди новые глаголы "погуглить" изобретают. 3 часа 40 минут наблюдения за последствиями интриг и игр с людьми скучающего декадента Альфонсо, возможно, в наш динамичный век не всем зайдет, но я не заскучала в общем ни на минуту. Просто сделано все очень хорошо.

Постановки на Новой сцене обычно не вызывают такого резонанса, как что угодно на Исторической, о них меньше пишут, на них меньше ходят , и я всегда уношу впечатление, что совершенно напрасно.

Из второго ряда ко всему прочему уношу еще и ощущение большей причастности. Когда на парик Дона Альфонсо слуги сыпали пудру, я почувствовала ее запах - почти детский восторг.