Нашумевшая экранизация не менее нашумевшего одноименного романа «Бойцовский клуб». Режиссер фильма не требует представления, его работы говорят сами за себя. Не очень удачно дебютировав в большом кино картиной «Чужой 3», уже следующий фильм режиссера собирает кассу и приносит ему мировую славу. Детективный триллер в неонуарном стиле «Se7en» преследует ошеломляющий успех, предрекая Финчеру успешную карьеру.
На закате двадцатого века Дэвид Финчер выпускает в прокат свой культовый фильм «Бойцовский клуб».
Весь фильм построен на сюжете «взросления» главного героя. В начале повествования протагонист картины выглядит растерянным ребенком в теле взрослого человека, который встает на тернистый путь становления настоящего мужчины. Начальная проблема главного героя, развивающая повествование, это бессонница, от которой он пытается избавиться разными методами. Однако за этим поверхностным недугом скрывается глубинная потребность делать что-то стоящее, стать частью чего-то важного и «повзрослеть». Скрытая потребность заставляет героя развиваться и преодолевать трудности, именно она определяет драматическую ситуацию фильма и основной конфликт.
В экспозиции фильма появляется Марла Сингер, поначалу кажется, что она является одним из противников рассказчика, однако это не так. Марла и рассказчик ищут источник силы, протагонист ищет путь к силе, Марла ищет защиту, которую эта сила предоставит. Несмотря на постоянные противоречия между ними, она является ложным противником.
Вспышка интереса происходит, когда привычный мир рассказчика рушится, он сталкивается лицом к лицу с антагонистом – Тайлером Дерденом. Антагонист представляет собой архетип властного короля-отца с примесью бунтаря, который вступает в противостояние с неокрепшим, но жаждущим изменений рассказчиком-принцем.
Мне нравится, как Финчер детально проработал атмосферу своего фильма. В сцене, когда рассказчик приезжает к себе домой и видит горящие обломки, разбросанные взрывом перед входом, камера крупно берет обугленный холодильник, забитый специями. «Какая нелепица, в доме полно специй, а еды нет» - в жизни рассказчика куча ненужных вещей, а самой жизни нет, она проходит мимо. Это очень символичная и значимая деталь повествования.
Конфликт завязывается в первой неформальной встрече рассказчика и Тайлера, когда антагонист в лоб высказывает ему свою позицию: «люди стали рабами своих вещей». Зерно трансформации рассказчика закладывается с этого момента. Неповоротный пункт – драка с Тайлером на пороге закусочной.
В прогрессии усложнений рассказчик все больше отрывается от своего прежнего мира, он начинает по-другому смотреть на вещи. Чтобы сюжет продолжал держать интригу, режиссер вводит дополнительную линию отношений Марлы и Тайлера, тогда рассказчик начинает заново переживать свои детские чувства.
В сцене с химическим ожогом, Тайлер раскрывает перед рассказчиком свою философию, заставляя протагониста осознать всю тщетность бытия. В этой сцене Тайлер предстает перед зрителем не просто как эксцентричный бунтарь, но и как властный отец, обладающий мощью бога.
Дальше Тайлер все чаще высказывает мысль тотального хаоса и предназначения человека. Неприкаянные души слетаются к Тайлеру, как мотыльки на лампочку, ощущая необходимый им источник силы, и тогда Тайлер готовит своих последователей к масштабной миссии.
Своими действиями антагонист пытается вывести свою идею в широкие массы.
В фильме прослеживаются интересные трансформации рассказчика и Тайлера Дердена. Протагонист становится тем взрослым, которым всегда хотел быть, теперь он сам готов стать «отцом». Антагонист же становится тираном, который готов погубить всех ради своей деструктивной цели.
Рассказчик все чаще задается вопросами о правильности идей Тайлера, в нем рожлается и развивается новое сомнение. Когда дуги характеров протагониста и антагониста достраиваются, начинается схватка между двумя сформировавшимися личностями. Рассказчик больше не требуется в наставнике и отце, он сам занял место Тайлера, на которого так ровнялся.