Найти тему
Что там на Сотбис?

Картину Ротко с тремя прямоугольниками выставляют на аукцион за 3 миллиарда рублей

Полотно «Без названия» (ржавый, черный на сливовом) в ноябре будет выставлено на аукцион. Оценочная стоимость картины достигает $45,000,000.

15 ноября Christie's проведет аукцион коллекции кинорежиссера и архитектора Франсуа Де Мениля и его жены Сьюзан. Все внимание на торгах будет приковано к полотну Марка Ротко — «Без названия» (ржавый, черный на сливовом). По оценкам, оно может быть продано за $45,000,000.

-2

Цена, конечно, удивляет, но мы сейчас говорим о Ротко, 6 картин которого находятся в топ-40 самых дорогих полотен в истории. То, что действительно может удивить человека, далекого от арт-рынка, — так это содержание этих картин. Нам, простым работягам, не совсем понятно, чем принципиально различаются полотна с коричневыми, лиловыми, черными и желтыми прямоугольниками, почему за них платят миллиарды рублей и почему мы не можем повторить тот же рисунок в расчете хотя бы на пару сотен тысяч долларов. Именно поэтому мы сегодня обсуждаем бесконечную тему восприятия искусства и роли личности в нем .

Коротко о главном действующем лице. Марк Ротко — американский художник еврейского происхождения из Российской империи. Его семья перебралась в Америку, когда Марк был еще ребенком. В молодости он почувствовал в себе художника. Сперва он работал в жанре общего сюрреализма под впечатлением от работ своего мастера — Мильтона Авери, — а после углубился в новый для себя вид живописи, который он противопоставлял тогдашнему мейнстриму — колоризм. В нем цвета имели большее значение, чем форма. Отсюда эти «черные на желтом и зеленые на синем».

Все эти цвета у Ротко — простые эмоции. Он не вкладывал глубоко смысла в картины и часто об этом говорил. Этим он отделял свое искусство от абстракционизма, в котором каждая клякса что-то да значит. Ротко — прямолинейный человек и творец, так что это просто злость, ярость, обида и так далее. Вместе цветные прямоугольники образуют различные композиции, «взаимодействуют» друг с другом и создают единое настроение. Что до «ржавого, черного на сливовом», это довольно тусклая работа, которая передает скорее подавленное состояние духа.

Теперь пару важных вопросов — неужто эти прямоугольники стоят своих денег и почему ваш сосед не сможет повторить успех Ротко на аукционе? Здесь много спекуляций, как и с пресловутым «Черным квадратом» — казалось бы, чем качественно работа Малевича отличается от любого другого квадрата? Все дело в том, что для эстетов, ценителей и коллекционеров с точки зрения ценности полотна неотделимы от имени автора и от его философии. Ротко диктовал строгие условия организаторам своих выставок, потому что его картины вместе формировали композицию, и ничто не должно было им мешать. Его картины — это прямолинейное высказывание, которое теряет свою силу в чужом исполнении. Кроме того, у Ротко был свой стиль нанесения слоев краски, почти невоспроизводимый кем-либо другим. Это трудно уловить, но оттенки на полотнах можно назвать уникальными.

-3

Подводя итог, работы Ротко — это сильное высказывание, в котором огромную роль играет роль личность художника, его биография, признание, исторический контекст, простор для интерпретаций. Без них ржавый остался бы ржавым, а черный — черным, ну а прямоугольник — прямоугольником. Зато когда есть история, все это превращается в глубокое полотно за миллионы долларов и международный интерес со стороны богатейших ценителей искусства, которые весьма вероятно ничего, кроме ржавых прямоугольников, как и большинство зрителей, в этом не видят.

Время актуальных сравнений: в Курской области в скором времени появится новый овцеводческий комплекс «Мираторга». Стоимость проекта — 2,900,000,000 рублей (2,9 миллиардов). За те же деньги, возможно, будет продано очередное полотно Ротко.

Кстати, этой осенью уже прошел один рекордный аукцион абстрактной картины — полотно Чжао Уцзи в сентябре купили за $65 млн