Писатель Юрий Яковлев очень метко выразился о своем персонаже, назвав его Дон Кихотом в теле Санчо Пансо. Вася Рыбаков действительно был внутренне рыцарем, а внешне — вялым, неповоротливым, медлительным недотёпой.
Это очень грустно и где-то даже несправедливо. Правда, пройдёт время, и внешность может измениться. Но пока Вася терпит насмешки и толчки. Самое обидное, он терпит пренебрежительное отношение не только в жестоком коллективе школьного класса, но даже от учителей и родителей.
Не вызывает уважения мать, которая называет сына слоном в посудной лавке. Учитель физкультуры, который прекрасно видит, что парень не справляется с упражнением на снарядах, тоже, наверное, издевается, когда вызывает его. Учитель математики, когда вызывает его решать задачу у доски, торопит Васю и наскоро садяит его на место.
Так получается, что если ты не похож на остальных, то в насильственной системе образования ты становишься изгоем. Комфортно там только жестоким детям. Они, как приматы, стремятся опустить слабака, чтобы слабак, вдруг если что, не опустил бы их.
Вася Рыбаков постоянно переживает по поводу и своей внешности, и своего поведения. Он прекрасно видит, что отличается от остальных, даёт себе слово измениться, стать активнее и энергичнее, да всё без толку. Если бы мы встретились с ним, я бы сказал ему, что он никому ничего не должен.
Мальчик не должен соответствовать ничьим ожиданиям относительно себя. Он совершенно не обязан выглядеть иначе, чем он выглядит. И уж тем более не обязан с языком на плече успевать за другими сверстниками ни по математике, ни по физкультуре.
Дети, да и взрослые тоже, настолько разные, что пока один завязывает шнурки, другой уже успеет выйти погулять и вернуться. И что, если я попал в категорию первых, я теперь хуже других и должен испытывать неловкость?
По поводу внешности ситуация ещё абсурднее. Вася не обжора, у него плохой аппетит, но почему-то мальчик остается полным. Конечно, в детстве товарищи не молчат, и толстяки первые принимают на себя желание других высмеять, выдразнить, показать пальцем.
А всё только потому, что они в меньшинстве. Поверьте, если бы толстых было большинство, они бы смеялись над худыми. Всё было бы наоборот. Так что быть осмеянными — участь меньшинства.
Случай со спасением малыша, под которым проломился лёд, показывает, что Вася — действительно настоящий рыцарь. Он каждую секунду сам рисковал провалиться, но ребёнка всё же вытащил. То есть он способен на самопожертвование, на красивый благородный акт.
И что важно, Вася умеет делать добро тайно. Не выставляясь и не претендуя на звание героя.
Если забыли, перечитайте рассказ Юрия Яковлева «Рыцарь Вася» и старайтесь относиться к непохожим на других чуть теплее.
Вы никогда не можете знать, что твориться у человека внутри, если он вас в это не посвящает.
Быть может, он оказывается рядом с вами потому, что завтра будет спасать вашу жизнь.