Сегодня каких только версий не услышишь о том, почему 18-летний Владислав Росляков устроил кровавую бойню в своем колледже. Пытаются найти политические мотивы, террористический след, связь с сектантами, тяжелое психическое заболевание, травлю со стороны однокурсников и т. п. Мне думается, все одновременно и гораздо проще, и гораздо сложнее.
Все пытаются найти простую и понятную прямую причину действий убийцы. Все ищут четкий мотив: «Хотел отомстить однокурсникам, которые его обижали», «выполнял приказ руководителей террористической организации, в которой состоял». Но это очень прямолинейный образ мышления. Причины, скорее всего были не прямые, а косвенные, системные.
Приведу аналогию: лесные пожары. В большинстве случаев причиной пожара становится вмешательство извне: брошенный окурок, непотушенный костер, удар молнии и т. п. Но кроме этих явных причин могут быть и косвенные, случайное сочетание нескольких обстоятельств, вызывающих катастрофу. Представьте себе, к примеру, высохший торфяник плюс жаркое и засушливое лето. «Пусковой искрой» может стать что угодно. Например, осколок стекла, фокусирующий лучи. Эфирномасличные растения, которые могут загореться просто от жаркого солнца.
В теории катастроф всегда так: есть системные причины, которые могут создавать и накапливать риски годами, и есть пусковой фактор. Когда пытаются найти прямую причину керченских событий, речь как раз о поиске «пускового фактора». Но он может быть абсолютно случайным! Если речь о предотвращении подобных катастроф, то найти и устранить все «пусковые факторы» попросту невозможно. Надо разбираться с системными причинами и устранять именно их.
Системные причины
1. Недостаточная социализация (и, как следствие, неразвитая эмпатия).
2. Неспособность радоваться жизни (ангедония; и, как следствие, неспособность ценить жизнь).
3. Хейтерская субкультура.
Что мы знаем о Владиславе Рослякове? Рос без отца, мама – медик, работала по сменам. Были другие родственники, но с ними он фактически не общался (со слов бабушки). Близких друзей не было. Была «виртуальная» девушка, с которой переписывался в соцсетях. «Тихий, спокойный, замкнутый в себе мальчик», – со слов соседей.
Получается портрет «героя-одиночки», вокруг которого социальный вакуум. Чем шире сеть контактов, тем лучше человек социализирован. Чем выше качество (эмоциональная глубина) общения с другими людьми, тем лучше мы учимся понимать других людей и сопереживать им. Если человек одинок, то происходит «расчеловечивание» окружающих. Они становятся как китайцы – «все на одно лицо»; а в качестве «лица» формируется какой-нибудь стереотип вроде «все кругом эгоисты и сволочи!».
Про неспособность Владислава радоваться жизни свидетельствует девушка, с которой он переписывался в социальной сети. С его стороны были высказывания вроде: «Зачем вообще жить? Чтобы радоваться какой-нибудь ерунде вроде нового балкона?». Возможно, это всего лишь юношеская бравада, но подобный ход мыслей часто встречается у людей, страдающих депрессиями, склонных к суициду или переживающих серьезный личностный кризис.
Понятно, что жизнь состоит из множества стрессов и неприятностей. В норме у каждого человека должен быть сформирован механизм эмоциональной саморегуляции, который дает нам возможность «вытаскивать» самих себя из плохого настроения.
У всех бывают приступы тоски и отчаяния, но противопоставить им можно только разнообразные радости жизни. Ценность жизни складывается из больших и маленьких радостей, которые мы должны уметь «организовать» для себя сами. В противном случае нас накрывает ангедония (неспособность получать удовольствие от жизни), и тогда возникает вопрос: «Зачем жить, когда все так беспросветно?».
Ну и третье, что (предположительно) известно про Владислава Рослякова – он типичный представитель хейтерской субкультуры. Напомню, на футболке Рослякова было крупными буквами написано «НЕНАВИСТЬ».
Хейтеры – это люди, которые открыто выражают гнев и недовольство этим миром (а на самом деле собой и своей жизнью), выплескивая ненависть на окружающих. Хейтеры, которые послабее, становятся анонимными интернет-троллями, изливая свою агрессию в комментариях. Хейтеры посильнее способны на уже вполне реальные пакости.
На ТВ была информация о том, что Росляков был заядлым геймером, предпочитая жестокие «стрелялки», в которых можно было убивать. «Стрелялки» – своего рода отдушина для слабых хейтеров, у которых не хватает ни физической силы, ни слов, чтобы хоть как-то выплеснуть свою агрессию в реальном мире. Если человек «зациклен» на какой-то одной игре и долгое время играет только в нее, она для него является средством отреагирования отрицательных эмоций.
Но тут есть две проблемы:
1. Игра не дает возможности полностью избавиться от агрессии (агрессия не отреагируется, а накапливается).
2. Игра формирует модели поведения, которые при желании можно попробовать воспроизвести в реальной жизни.
Сложите вместе три перечисленные выше причины, и вы закономерно получите произошедшую трагедию. Абсолютно не важно, что было пусковым моментом (он мог быть любым). Важно, что эти системные причины накапливались годами, и в определенный момент времени Росляков просто «дозрел» до того, что он совершил.
Выводы для родителей
1. Помогайте вашему ребенку в социализации!
Чем с большим количеством людей он общается, тем лучше. Помогите ребенку расширять круг его общения:
- знакомьте со своими друзьями и с их детьми;
- предоставляйте место и время для встреч с друзьями;
- записывайте в любые сообщества (клубы, кружки и т. п.), к которым у ребенка есть хоть малейший интерес, и т. д.
Но помните, что качество общения важнее количества контактов, встреч и проведенных с другими людьми часов.
В отечественной психологии есть модель уровней общения (разрабатывалась почти полвека назад М. Бобневой). Самое качественное и глубинное общение – интимное, когда мы готовы делиться и обсуждать с собеседником свои чувства, идеи, желания, цели и ценности. Это эмпатийный (т. е. основанный на эмоциональном созвучии, сочувствии, сопонимании) диалог о том, что особенно важно для обоих собеседников.
Качественное общение – это открытый и искренний «взрослый» разговор о себе, о жизни, о других людях. Если родители умеют таким образом общаться (и регулярно общаются!) со своим ребенком, его социализация будет полноценной. Он научится хорошо понимать других людей и самого себя. Он поймет, что все люди разные (и среди них очень много хороших), а не «на одно лицо».
2. Учите вашего ребенка справляться со стрессами, самостоятельно находя и создавая для себя «радости жизни»
Тут важно сказать о главном: чем младше ребенок, тем труднее ему управлять своим эмоциональным состоянием. Дети перенимают способы эмоциональной саморегуляции от нас, взрослых. Они просто копируют наше поведение, связанное с избавлением от стрессов и получением положительных эмоций.
Если вы «заедаете» стрессы или «запиваете» их алкоголем, то не стоит удивляться, что то же самое будет делать и ребенок.
Но можно действовать и иначе:
- отправиться в путешествия и смотреть мир;
- весело проводить время с друзьями;
- иметь десяток-другой увлечений и т. д.
Чем больше чистых и здоровых радостей получают от жизни родители, вовлекая в этот процесс и ребенка, тем проще ему потом будет самому справляться со своими стрессами. Поэтому начните с себя: насколько яркой, радостной и интересной жизнью вы живете? Какой пример прямо сейчас подаете своим детям?
Проблема может заключаться в излишне строгом, суровом и/или безэмоциональном «холодном» стиле воспитания. Любой нормальный ребенок умеет сам придумать для себя множество игр и развлечений. Дошкольники способны искренне радоваться таким мелочам, которые мы, взрослые, даже и не замечаем.
На эти «детские радости» можно реагировать по-разному. Можно поддерживать, присоединяться к игре и радоваться вместе с ребенком. И это будет правильно! А можно напялить маску сурового родителя и запретить «эту ерунду». Не знаю, понимают ли такие родители, что они делают, но по факту они подавляют то самое умение ребенка ценить жизнь и радоваться ей.
3. Не культивируйте ненависть
Учите ребенка прощать и фокусировать внимание на светлых сторонах жизни.
Хейтерами не рождаются, хейтерами становятся. И здесь тоже все просто: модель выражения агрессии и ненависти мы тоже усваиваем в раннем детстве от близких нам людей.
У меня как-то на консультации был забавный десятилетний мальчик, который категорически отказывался учиться. Причины своего решения он перечислял скороговоркой: «Страну продали! Все кругом воруют! Никому верить нельзя! Все дураки! Учителя ничего не знают и не понимают!». Выяснилось, что источником этих замечательных цитат был безработный отец мальчика, который целыми днями лежал на диване с ноутбуком и изливал свое недовольство жизнью на каких-то форумах. Многие реплики он повторял вслух, вот мальчик и нахватался «житейской мудрости».
Чем чаще мы открыто жалуемся на жизнь и чем агрессивнее обвиняем в своих бедах окружающих (и конкретных людей, и группы вроде «правительства», «американцев», «глобалистов» и проч.), тем сильнее мы формируем у ребенка внешний локус контроля.
Он учится перекладывать ответственность за все с ним происходящее на других, отказываясь приложить собственные усилия для изменения ситуации. И если мы обвиняем других в агрессивной манере, то и ребенок очень быстро превращается в хейтера. Он будет направлять свою ненависть на более понятные и доступные для него объекты – на школу, одноклассников, учителей.
Во всех мировых религиях есть простое правило – «чистота речей». Для начала научитесь не говорить о других плохо (особенно при ребенке). Не обвиняйте других, если не имеете точных доказательств. Даже если действительно все плохо, не ищите виноватых (это неконструктивно и ни к чему, кроме ненависти, не приводит), а ищите способы преодоления этих трудностей.
И вот об этих способах «Мы справимся, мы победим!» ребенку и говорите. Тогда и будет расти не хейтер, главная мотивация которого «найти крайних и наказать их за свои неудачи», а созидатель и победитель.
Автор: Сергей Калинин, психолог, бизнес-тренер