Спуск судна или корабля на воду – важное и долгожданное для многих событие. Неудивительно, что с ним связано много обычаев. Помимо крещения и разбивания традиционной бутылки шампанского непосредственно перед спуском, на некоторых верфях (особенно, военных) существует обычай подкладывать монеты под спускаемую многотонную конструкцию. Разумеется, при условии, что спусковое устройство судоверфи это позволяет.
Например, на фото ниже показан спуск на воду первой серийной подводной лодки проекта 677 "Кронштадт" на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.
Корабль создавался в закрытом эллинге. Для вывода из цеха использовался судовой поезд. На нём корабль на очень небольшой скорости переместился на плавучий док, который затем был затоплен, а подводная лодка осталась на плаву.
Во время движения поезда под его колёса корабелы подкладывали монеты желающих. Хотя поезд и движется с очень малой скоростью, подкладывать новые и убирать уже расплющенные монеты нужно быстро, иначе есть риск получить травму.
Важно, чтобы монета была обернута, иначе она прилипнет к колесу и отделить её будет совсем непросто.
Подобная традиция есть не только на Адмиралтийских верфях в Санкт-Петербурге, но и, например, на северодвинском Севмаше. Там это даже проще, поскольку на спуск идут стратегические ракетоносцы водоизмещением в десятки тысяч тонн.
На вопрос, зачем это делается, как правило, звучит ответ, что кораблю это приносит удачу, а кораблестроителям остаётся память. Действительно, участник церемонии, не пожалевший монеты, получает уникальный сувенир.
Интересна роль монет и в зарубежном судостроении. Там монеты хоть и не плющат, но тоже нарушают их товарный вид. Например, на итальянской верфи Fincantieri специально изготовленные монеты приваривают к килю закладываемого круизного судна.
Также встречаются случаи приварки монет к мачте радиоантенны уже построенного лайнера перед спуском на воду.
В целом, с монетами в судостроении связано много традиций. Например, раньше монеты подкладывали под деревянные мачты при их установке на парусные суда. По одной из версий, это делалось для того, чтобы в случае поломки мачты в дальнем плавании с помощью золотой монеты под ней можно оплатить изготовление новой мачты. Вряд ли на это хватило бы одной монеты, но легенда, безусловно, красивая.