Найти в Дзене
Клиника NEWNEURO.RU

Победить акрофобию поможет виртуальная реальность

Исследователи обнаружили большие возможности виртуальной реальности (VR) в лечении боязни высоты. После проведения эксперимента учёные заключили, что применение VR эффективно помогает больным с фобией также, как и сеансы с терапевтом. Важной особенностью метода является его экономическая доступность. Виртуальная реальность является платформой не только для игр и развлечений. Популярная технология нашла свое применение в медицине, в частности лечении страхов. Сегодня я хочу рассказать вам, как VR помогает выводить здравоохранение на совершенно новый уровень. Миллионы людей страдают от фобий. Они ограничивают нашу жизнь и негативно сказываются на ней в различных ситуациях. Многие верят в психологическое лечение, которое помогает управлять своими страхами или победить их. В течение многих лет популярной формой лечения была экспозиционная терапия. В ней терапевт подвергает пациента стимулам, связанным с его страхом в неконтролируемой окружающей среде. Во многих случаях пациент учится управ

Исследователи обнаружили большие возможности виртуальной реальности (VR) в лечении боязни высоты. После проведения эксперимента учёные заключили, что применение VR эффективно помогает больным с фобией также, как и сеансы с терапевтом. Важной особенностью метода является его экономическая доступность.

Виртуальная реальность является платформой не только для игр и развлечений. Популярная технология нашла свое применение в медицине, в частности лечении страхов. Сегодня я хочу рассказать вам, как VR помогает выводить здравоохранение на совершенно новый уровень.

-2

Миллионы людей страдают от фобий. Они ограничивают нашу жизнь и негативно сказываются на ней в различных ситуациях. Многие верят в психологическое лечение, которое помогает управлять своими страхами или победить их. В течение многих лет популярной формой лечения была экспозиционная терапия. В ней терапевт подвергает пациента стимулам, связанным с его страхом в неконтролируемой окружающей среде. Во многих случаях пациент учится управлять тревогами через многократное воздействие с участием поддержки от терапевта.

Страх является цепной реакцией в мозге. Она начинается со стрессового стимула и заканчивается выпуском химических веществ. Последние вызывают ускоренное сердцебиение, учащенное дыхание и сжатие мышц. Стимулом может быть любая боязнь: паук, закрытое помещение или, напротив, зрительный зал.

Акрофобию исследователи выбрали из-за большой распространённости среди населения, но подобная терапия может применяться и с другими видами страха.

-3

Попробовать VR-терапию решись 100 участников, примерно половина из которых были случайно отобраны для сеансов виртуальной реальности в течение 30 минут. Остальные добровольцы не получали никакой помощи в борьбе со своим страхом – они вошли в группу контроля. По окончании исследования им также предоставили VR устройства для лечения фобии.

«В виртуальной реальности люди могут раз за разом повторять ситуации, которые вызывают у них страх, – поясняет один из авторов исследования ) . – При этом им помогают, как наилучшим образом думать, чувствовать и вести себя в этот момент. Хорошо то, что осознание, что это не по-настоящему, позволяет людям попробовать то, чего они опасаются в реальной жизни».

Вместо врача на сеансах VR c участниками работал виртуальный тренер, который поддерживал добровольцев и помогал им на протяжении всей терапии. Анимированный персонаж расспрашивал участников об их проблеме с использование вопросов с однозначными ответами – да или нет, а также просил оценить свой страх, после чего выдавал инструкции по поведению в каждом конкретном случае.

Почти все добровольцы страдали акрофобией на протяжении 30 лет. При помощи специальной анкеты учёные выяснили, что участники имели «коэффициент страха» в диапазоне от 30 до 55, который соответствует среднему уровню силы страха высоты. Некоторая часть имела значение от 56 до 80, то есть тяжелую форму фобии. После терапии у половины добровольцев коэффициент упал минимум на 25 пунктов ниже, другая часть – контрольная группа, не изменила первоначальных показателей.

Таким образом, после месячной терапии в виде визуализации вызывающих страх ситуаций, например, прогулки по краю карниза на пугающей высоте или спасения милого котика с самой высокой ветки, VR-метод показал снижение коэффициента, характеризующего страх высоты, почти на две трети у всех пациентов, кто находился в испытуемой группе.

По мнению авторов, существует ряд ограничений. В частности, временное отсутствие исследований по сравнению VR с другими методами лечения, а также выявление наиболее эффективного критерия в виртуальной терапии, на который можно сделать упор.

Сами добровольцы признаются, что виртуальной реальностью нельзя полностью заменить реального врача. Но в ситуации нехватки специалистов или высоких цен на сеансы, VR-метод может стать хорошей альтернативой и дать возможность людям побороть свои страхи.