Найти тему
Окопная Правда

Кровь и песок. Мистер Черчилль, это ваш провал! Часть 2

Резкий звук боевой тревоги заставил экипаж линкора бросить все текущие дела и незамедлительно прибыть на отведенные штатным расписанием места. В течение нескольких мгновений внешне хаотичное перемещение матросов сменилось сосредоточенной и напряженной тишиной - вся команда была на боевых постах.

- Сейчас мы им покажем! - раздается в предбитвенной тишине уверенный голос командира носовой 12-ти дюймовой орудийной башни, обращенного к своей команде. Затем он бросает взгляд на часы и отрывисто отдает приказ - Зарядить орудие!

Британские матросы перед массивной казенной частью 12-ти дюймовой (305 мм) морской пушки. Затвор орудия открыт.
Британские матросы перед массивной казенной частью 12-ти дюймовой (305 мм) морской пушки. Затвор орудия открыт.

Подобная сцена могла бы происходить на любом из боевых кораблей англо-французской эскадры утром 19 февраля 1915 года, когда план сэра Уинстона Черчилля по форсированию Дарданелл стал претворяться в жизнь...

Соединение британских крейсеров в Дарданеллах. 1915 год.
Соединение британских крейсеров в Дарданеллах. 1915 год.

7 линейных кораблей в 9 часов 51 минуту открывают неторопливый, но плотный огонь, направленный на подавление внешних фортов, прикрывающих вход в Дарданеллы. Обстрел был открыт с дистанции от 40 до 60 кабельтовых (то есть от 7,4 до 11,1 километров).

Линкоры союзников открывают сосредоточенный огонь по турецким укреплениям. 19 февраля 1915 год.
Линкоры союзников открывают сосредоточенный огонь по турецким укреплениям. 19 февраля 1915 год.

В 14 часов соединение линкоров подошло чуть ближе к берегу и по словам очевидцев, турецкие крепости окутались клубами дыма и пыли. С кораблей казалось, что укрепления стерты с лица земли, ведь бомбардировка продолжалась непрерывно в течение 3 часов!

Старый линкор "Канопус"  демонстрирует противнику на что способны его 305-мм снаряды. 19 февраля 1915 года.
Старый линкор "Канопус" демонстрирует противнику на что способны его 305-мм снаряды. 19 февраля 1915 года.

Но, как оказалось, моряки заблуждались - в 17 часов по кораблям прорыва открыли огонь! Под обстрел трех береговых батарей попал старый (постройки 1899 года) броненосец "Вендженс" ("Vengeance"), получивший несколько попаданий. А через полчаса англо-французские силы вынуждены были отступить: у них закончились боеприпасы в погребах...

Броненосец "Вендженс" постройки 1899 года. Фотография сделана в начале XX века.
Броненосец "Вендженс" постройки 1899 года. Фотография сделана в начале XX века.

- Сэр, срочное сообщение от вице-адмирала Кардена! - торопливо произнес вошедший в кабинет Первого лорда Адмиралтейства помощник, кладя на стол телеграфный бланк. Подождав, пока референт покинет помещение, Уинстон Черчилль пробежал взглядом короткое сообщение:

"Эффект бомбардировки с большой дистанции по современным береговым укреплениям оказался незначителен".

Первый лорд Адмиралтейства нахмурился и отложил бланк в сторону. Причину неудачи следовало выявить как можно скорее...

В ночь с 19 на 20 февраля в районе Дарданелл начался шторм, поэтому все операции были прекращены до 25 февраля (то есть "пауза" составила 5 дней). В 10 часов утра 8 линкоров эскадры вторжения приступили ко второй попытке разрушения внешних турецких крепостей.

Линкор "Корнуолис" совершает артиллерийский налет на береговые батареи. 1915 год.
Линкор "Корнуолис" совершает артиллерийский налет на береговые батареи. 1915 год.

В числе задействованных кораблей был и новейший линкор "Королева Елизавета" - гордость королевского флота Великобритании.

Линкор "Куин Элизабет", самый мощный корабль Дарданелльской эскадры.
Линкор "Куин Элизабет", самый мощный корабль Дарданелльской эскадры.

Правда, следует сказать о трех нюансах, связанных с применением этого военного корабля. Во-первых на нём постоянно барахлила одна из силовых установок и корабль не мог развить полный ход. Во-вторых, капитан линкора получил строгий приказ беречь ресурс орудийных стволов, а значит количество выстрелов жестко ограничивалось. В-третьих, 25 февраля в погребах "Елизаветы" не оказалось ни одного 381-мм фугасного снаряда, лишь одни бронебойные, предназначавшиеся для уничтожения кораблей противника!

Погрузка 15-ти дюймовых (381 мм) боеприпасов на военный корабль. Вес снаряда - составлял почти одну тонну.
Погрузка 15-ти дюймовых (381 мм) боеприпасов на военный корабль. Вес снаряда - составлял почти одну тонну.

Несмотря на это, сопротивление внешних фортов всё же было подавлено.

Разрушения, причиненные турецкому форту огнем корабельной артиллерии. 1915 год.
Разрушения, причиненные турецкому форту огнем корабельной артиллерии. 1915 год.

С 26 февраля по 14 марта англо-французское соединение смогло продвинуться до фортов, закрывающих выход в Мраморное море, но для экипажей это стало суровым испытанием. Военные корабли почти ежедневно производили многочасовую бомбардировку, но при этом сами попадали под перекрестный огонь турецких батарей, в результате чего количество повреждений неуклонно росло.

Выстрел из орудий главного калибра (в данном случае пятнадцать дюймов) всегда оставляет неизгладимое впечатление всесокрушающей мощи у наблюдателей.
Выстрел из орудий главного калибра (в данном случае пятнадцать дюймов) всегда оставляет неизгладимое впечатление всесокрушающей мощи у наблюдателей.

Возникла ещё одна проблема: минные тральщики, которые должны были, продвигаясь впереди основных сил, расчищать им путь от мин, оказались слишком маломощными для Дарданелл. Они еле-еле преодолевали встречное течение, скорость которого составляла около 5 узлов в час. Естественно, тральщики при этом становились "легкими мишенями" для турецких пушек.

Минные тральщики, принимавшие участие в первой фазе Дарданелльской операции, оказались малоэффективными.
Минные тральщики, принимавшие участие в первой фазе Дарданелльской операции, оказались малоэффективными.

11 марта 1915 года, после неудачной попытки протралить проход, в результате которой одно судно подорвалось на мине, а остальные попали под жестокий огонь турок, капитаны тральщиков заявили об отказе впредь что-либо предпринимать. Их можно понять - ведь капитаны и команды минных тральщиков состояли из представителей торгового флота. Командующий эскадрой не стал их наказывать, а лишь приказал отныне комплектовать экипажи минных тральщиков только добровольцами из состава ВМС.

Зачастую минными тральщиками становились слегка переоборудованные гражданские суда. И только после 1915 года появились специально построенные корабли подобного класса.
Зачастую минными тральщиками становились слегка переоборудованные гражданские суда. И только после 1915 года появились специально построенные корабли подобного класса.

Также вице-адмирал Карден регулярно получал неутешительные вести от авиаразведки: британские авиаторы докладывали об увеличении огневых позиций противника. Время шло, а цель операции не была достигнута...

Аэрофотосъемка турецкой крепости, контролирующей вход в Мраморное море. 1915 год.
Аэрофотосъемка турецкой крепости, контролирующей вход в Мраморное море. 1915 год.

- Вице-адмирал, только что поступило сообщение от Адмиралтейства! - бодро отрапортовал офицер связи, он только что заступил на вахту.

- Дешифруйте как можно скорее. - устало бросил адмирал. Последнее время он ощущал апатию ко всему, что происходило вокруг.

- Есть, сэр!

Через несколько мгновений с нескрываемым изумлением Сэквилл Карден прочитал следующее сообщение: "в самое ближайшее время от Вас требуется провести всеми силами, имеющимися в наличии, прорыв эскадры в Мраморное море. Кроме того, сообщаем Вам о том, что принято положительное решение о высадке десанта в районах внешних фортов".

Однако проводить эту директиву Адмиралтейства пришлось уже не сэру Кардену - 16 марта он серьезно заболел и был отправлен на Мальту - а его помощнику - вице-адмиралу Джону Де-Робеку.

Вице-адмирал сэр Джон Де-Робек
Вице-адмирал сэр Джон Де-Робек

В распоряжении нового командующего была впечатляющая силища - 18 линкоров. Де-Робек разделил боевые корабли на 3 дивизии и определил день начала операции на 18 марта 1915 года.

В этот день стояла великолепная погода: спокойное море и отличная видимость сулили непременный успех союзникам. В 11 часов 30 минут в пролив вошла первая дивизия линейных кораблей, им была поставлена задача с дистанции в 70 кабельтовых ( 12,9 километров) уничтожить крепости Чанак-Кале, Дарданос и Гамидие.

Целью операции 18 марта должно было стать уничтожение промежуточных фортов, прикрывающих самое узкое место пролива.
Целью операции 18 марта должно было стать уничтожение промежуточных фортов, прикрывающих самое узкое место пролива.

Почти сразу начались неприятности: 12 попаданий 152-мм снарядами получил линкор "Агамемнон", но все повреждения носили внешний характер.

На переднем плане линкор "Агамемнон". Фото начала XX века.
На переднем плане линкор "Агамемнон". Фото начала XX века.

Чуть позже "не повезло" линейному крейсеру "Инфлексиблу": один из вражеских боеприпасов перебил опору фок-мачты, другой, учинил пожар на среднем мостике, а третий разворотил передовой пост управления. Капитан корабля принял решение временно покинуть строй, после чего команде удалось потушить пожар и оказать помощь раненым.

Линейный крейсер "Инфлексибл" незадолго до начала Первой Мировой войны.
Линейный крейсер "Инфлексибл" незадолго до начала Первой Мировой войны.

К 16 часам "Инфлексибл" вернулся в строй для того, чтобы... получить попадание в опасной близости от носовых торпедных аппаратов. Приняв "на борт" 2000 тонн воды "Инфлексибл" окончательно вышел "из игры". Его с большим трудом "дотащили" до Мальты...

А потери союзников продолжали множиться. Около 12 часов французский линкор "Голуа" выбыл из строя, получив множество повреждений и начав опасно крениться на один борт.

Линейный корабль "Голуа" имеет весьма серьезный крен на правый борт.
Линейный корабль "Голуа" имеет весьма серьезный крен на правый борт.

В 14 часов "Буве", поврежденный двумя меткими попаданиями 356-мм турецких пушек, маневрируя, наскочил на мину, из-за чего сдетонировали заряды в погребе. Раздался мощный взрыв и корабль быстро пошел ко дну, унеся с собой в морскую пучину почти весь экипаж - 700 человек!

Запечатлен момент гибели линкора "Буве", на котором погиб почти весь экипаж.
Запечатлен момент гибели линкора "Буве", на котором погиб почти весь экипаж.

Лишь 61 человеку удалось спастись - их приютили на линкоре "Агамемнон".

На линкор "Агамемнон" поднимают спасшихся моряков с "Буве".
На линкор "Агамемнон" поднимают спасшихся моряков с "Буве".

Злой рок продолжал довлеть над франко-британскими кораблями. И олицетворением его стал турецкий минный заградитель "Нусрет", который накануне поставил минные заграждения на маршруте движения эскадры союзников.

Турецкий минный заградитель "Нусрет", виновник гибели как минимум 3 кораблей союзников 19 марат 1915 года.
Турецкий минный заградитель "Нусрет", виновник гибели как минимум 3 кораблей союзников 19 марат 1915 года.

В 15 часов 14 минут "Иррезистибл" получил тяжелое попадание турецкого снаряда и почти тут же налетел на подводную мину. Экипаж спешно покинул корабль.

Покинутый командой "Иррезистибл" ещё держится на плаву.
Покинутый командой "Иррезистибл" ещё держится на плаву.

А при отступлении та же участь постигла и старый британский линкор "Оушен": он стал сильно оседать и команда сочла за благо оставить корабль. Утром ни "Иррезистибла", ни "Оушена" не оказалось на месте - ночью турки потопили их огнем батарей.

Старый броненосец "Оушен" - последняя потеря союзнической эскадры 19 марта 1915 года.
Старый броненосец "Оушен" - последняя потеря союзнической эскадры 19 марта 1915 года.

Вице-адмирал де-Робек подсчитал свои потери: 3 корабля уничтожены, ещё 3 получили тяжелые повреждения и вряд ли смогли бы продолжать бой без серьезного ремонта. Потери личного состава составили около 800 человек...

Кжается, турецкая сторона должна была праздновать победу? Отчасти так оно и есть. Потери артиллерийских команд составили 24 человека убитыми и 79 ранеными.

Но в пылу отражения нападения защитники Дарданелл забыли об одном очень важном моменте - экономии боеприпасов. Снарядов к тяжелым орудиям (калибра 356-мм) у турок осталось не так уж много. И если бы англо-французы на следующий день предприняли новую попытку прорыва, то неизвестно чем бы она закончилась...

Турецкая артиллерийская установка калибра 240-мм. 1915 год.
Турецкая артиллерийская установка калибра 240-мм. 1915 год.

Но история не терпит сослагательного наклонения!

А пока сэр Уинстон Черчилль получил новый, весьма серьезный, удар по своей репутации в качестве Первого лорда Адмиралтейства: 3 корабля лежали на дне, а ещё 3 чудом держались на воде. Но на этом история с проливами не закончилась. Впереди нас ждет кровавая развязка!

Продолжение следует.

Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!
Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!