Администрация Трампа заняла жесткую линию против Китая и России. Важнейший доклад Пентагона о состоянии военно-промышленного комплекса США и отказоустойчивости цепи поставок (Assessing and Strengthening the Manufacturing and Defense Industrial Base and Supply Chain Resiliency of the United States) прямо обвиняет Китай в «военной экспансии и стратегии экономической агрессии», главным образом потому, что Пекин является единственным источником ряда химических продуктов, используемых в боеприпасах и ракетах. Россия в докладе упоминается только один раз, но в решающем пункте – как угроза, наряду с Китаем, для оборонной промышленности США.
Пентагон в этом докладе, возможно, не выступает за тотальную войну против России и Китая – как это интерпретировалось в некоторых кругах. Что он делает, так это выстраивает торговую войну против Китая, еще более раскаляя ее и обнажая истинные мотивы принятия санкций в отношении России. Министерство торговли США ввело ограничения в отношении 12 российских корпораций, которые, как считается, действуют вопреки интересам национальной безопасности или внешней политики США. На практике это означает, что американские корпорации не могут экспортировать продукцию двойного назначения ни в одну из санкционированных российских компаний. Эти санкции имеют очень четкие причины, и они не связаны с национальной безопасностью. Все дело в конкуренции свободного рынка.
В центре торгового шторма узкофюзеляжный пассажирский самолет Иркут МС-21 – первый в мире, вместимостью более 130 пассажиров, имеющий крылья на композитной основе. Компания АэроКомпозит отвечает за разработку этих композитных крыльев. Расчетная доля композитов в общем дизайне составляет 40%. Двигатель ПД-14 МС-21, который не способен приводить в действие боевые самолеты, будет производиться фирмой Авиадвигатель. До сих пор у МС-21 были двигатели компании «Пратт энд Уитни» (Pratt & Whitney). ПД-14 является первым новым двигателем 100% российского производства со времен распада СССР. Авиационные эксперты уверены, что МС-21, оснащенный двигателями ПД-14, легко обыгрывает своих конкурентов – самолеты Airbus A320 и Boeing-737.
У России имеется еще более мощный двигатель ПД-35, который фирма Авиадвигатель разрабатывает специально для оснащения уже анонсированного российско-китайского широкофюзеляжного авиалайнера «твинджет» (twinjet). Он будет построен совместным предприятием China-Russia Commercial Aircraft International Corp Ltd (CRAIC), запущенным в мае 2017 года в Шанхае. Авиационные эксперты убеждены, что это единственный проект в мире, способный бросить вызов многолетней монополии Boeing и Airbus. Смогут ли американские санкции помешать России усовершенствовать МС-21 и инвестировать в новый лайнер? Едва ли. Ведущие военные аналитики убедительно доказывают, что эти санкции в лучшем случае «смехотворны», учитывая, что создателям авионики и агрегатов для сверхсложных истребителей Су-35 и Су-57 не составит труда заменить западные части на коммерческих самолетах.
О этот злобный Китай! Еще до публикации доклада Пентагона было ясно, что целью администрации Трампа номер один по отношению к Китаю было в конечном итоге отрезать расширенные корпоративные цепочки поставок и заново имплантировать их наряду с десятками тысяч рабочих мест обратно в США. Эта радикальная реорганизация глобального капитализма может быть не совсем привлекательной для американских транснациональных корпораций, потому что они потеряют все преимущества с точки зрения затрат и выгод, которые соблазнили их делокализоваться в первую очередь в Китай. И упущенные преимущества вряд ли будут компенсированы большими корпоративными налоговыми льготами. Кроме того, для администрации Трампа хуже становится ситуация с точки зрения мировой торговли. Реиндустриализация США предполагает китайскую промышленную стагнацию. Этим во многом объясняется тотальная демонизация высокотехнологичного производства Китая, которое будет реализовано уже к 2025 году во всех его аспектах. Параллельно протекает и демонизация России. Министр внутренних дел США Райан Зинке угрожает не меньше, чем блокадой российских энергетических потоков.
Коммерческая и промышленная демонизация Китая достигла своего пароксизма с вице-президентом Майком Пенсом, обвиняющим Китай в «безрассудных преследованиях», который пытается оклеветать «доверие Трампа» и быть главным виновником вмешательства в выборы в США, вытесняя Россию. Это вряд ли согласуется с коммерческой стратегией, главной целью которой должно быть создание рабочих мест в США. Председатель КНР Си Цзиньпин и его советники не прочь пойти на некоторые торговые уступки. Но это становится невозможным, с точки зрения Пекина, когда Китай подвергается санкциям, потому что он покупает российские системы вооружений. Пекин также может прочесть дополнительную надпись на торговой стене (неизбежное последствие обвинений Пенса) о санкциях согласно акту Магнитского в отношении российских физических и юридических лиц, которые могут вскоре распространиться на китайцев. В конце концов, Пенс сказал, что предполагаемое вмешательство России в дела США меркнет по сравнению с «злонамеренными» действиями Китая. Посол Китая в США Цуй Тянькай в своем интервью изданию Fox News сказал о том, что было бы трудно представить, что «пятая часть мирового населения могла бы развиваться и процветать, не полагаясь главным образом на свои собственные усилия, а воруя технологии... это невозможно. Китайский народ трудолюбив и прилежен, как никто другой на земле».
Это то, что еще раз будет подтверждено в Брюсселе на ближайшем двухгодичном саммите АСЕМ («Азия в Европе»), который впервые состоялся в 1996 году. Тема саммита этого года «Европа и Азия: глобальные партнеры и глобальные вызовы». В топ-листе повестки дня торговля, инвестиции и связанность, по крайней мере, между Европой и Азией. Наступление Вашингтона на Китай не должно трактоваться под взглядом стремления к «справедливой торговле», а скорее как стратегия сдерживания Китая технологически, которая затрагивает абсолютно важную тему не допустить, чтобы Китай развивал связанность предприятий, поддерживающую расширенные цепочки поставок, которые находятся в центре инициативы «Один пояс – один путь» (BRI).
«Нам не нужны никакие конкуренты». Вопиющая подстава состоит в том, что эти перекрывающие друг друга санкции в отношении России и Китая – это все о старом добром Бжезинском страхе перед Евразией, в которой доминирует появление «равных конкурентов», – недавно были предложены Уэсс Митчелл, помощником Госдепартамента США в Бюро по европейским и евразийским делам, занимающей тот же пост, который ранее занимала Виктория «F*ck ЕС» Нуланд. Показания Митчелл в сенатском комитете по международным отношениям почти соответствует отредактированной, а затем тщательно «продезинфицированной» версии Госдепартамента. В окончательном тексте ключевая фраза в середине второго абзаца – «предотвращение доминирования враждебных держав на евразийской суше по-прежнему является одним из главных интересов национальной безопасности Соединенных Штатов» –просто исчезла. Это все, что нужно знать Пекину и Москве о геополитике. Хотя не то, чтобы они этого еще не знали.