На предприятии, где мне одно время довелось работать, познакомилась с удивительной женщиной. Антонине Николаевне было тогда уже за семьдесят, но на заслуженный отдых уходить не торопилась. Только нелёгкую свою работу в цеху в силу возраста оставила и теперь дежурила на проходной, следила за порядком. Была она коренная орловчанка, пережила оккупацию, и я частенько в обеденный перерыв забегала к ней послушать воспоминания о тех далёких для нас событиях. Однажды разговор зашёл о всякой потусторонщине, и тётя Тоня рассказала историю, которая приключилась с её бабушкой.
– Дело было ещё до революции. Мою бабушку, Евдокию Филипповну, знали как хорошую повитуху и со всей округи обращались к ней за помощью. Как-то раз ночью приехал на пролётке барин, жена которого уже вторые сутки не могла разродиться. Разбудил Евдокию, накинул ей на плечи дорогую шубу, чтобы в пути не замёрзла. Мчится пролётка к барской усадьбе, вдруг выбегает навстречу старичок, весь белый, в лапоточках: «Сюда, сюда скорее зайдите!» – и рукой на дом показывает. Барин повитуху за руку схватил, не пускает: «Нет, мы торопимся!», а Евдокия: «Ладно, ненадолго заглянем, может, кому-то ещё хуже».
Зашли в избу, и женщина обомлела: по горнице верхом на лошади скачет всадник – красивый молодой парень в дорогой одежде.
«Что же это он делает?» – ахнула Евдокия, а хозяева смотрят на неё в недоумении. «Вы что же, не видите всадника?» – спрашивает она. «Какого всадника? – удивился барин. Поняла тогда Евдокия, что всадник этот только ей привиделся, что это какой-то знак. В том доме приняла она роды, родился здоровый мальчик. Хозяева повитуху отблагодарили, обещали на свадьбу сына позвать, на лучшее место усадить.
А спустя двадцать лет вспомнила Евдокия о своём видении. Забирали парней в ополчение. У кого в хозяйстве лошади были, те со своими лошадьми в армию шли.
Призвали и принятого ею мальчика, ставшего к тому времени красивым статным парнем. Родители его снаряжали, одежду купили дорогую, лошадь дали. Только на фронт парень не попал: во время учений лошадь ему на грудь наступила, задавила насмерть.