В начале июня Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и Минфину с участием Банка России к 15 октября представить в Правительство РФ предложения по развитию альтернативных механизмов финансирования: краудфандинга, краудинвестинга и краудлендинга. Какие варианты развития данных механизмов могут ждать Россию и какой путь в этом направлении уже прошли западные страны?
Краудфандинг как метод привлечения финансовых ресурсов на проекты от большого количества людей через специальные онлайн-платформы можно подразделить на несколько видов.
1. краудинвестинг или акционерный краудфандинг - привлечение финансов в обмен на долю в уставном капитале компании или на акции
2. краудлендинг и P2P-кредитование - «“народное кредитование”», потребительские займы, где кредиторами выступают физические лица
3. нефинансовый краудфандинг, при котором проекты привлекают средства в обмен на будущую продукцию или другое нефинансовое вознаграждение
4. благотворительный краудфандинг - сбор средств без возврата, как правило, для социальных или культурных проектов.
На Западе альтернативные механизмы финансирования стали формироваться в первую очередь в виде нефинансового и благотворительного краудфандинга. В США краудфандинг появился в 2003 году в связи с запуском сайта ArtistShare музыкантом и программистом из Бостона Брайаном Комелио (Brian Camelio). Через него музыканты могли привлекать пожертвования от поклонников для записи своих треков. В итоге сайт превратился в обширную фандрайзинговую платформу. Следуя за успехом ArtistShare, были основаны ряд других аналогичных, но уже более коммерчески направленных сайтов. Среди которых одни из самых заметных — Indiegogo, запущенный в 2008 году, и Kickstarter — в 2009 году.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»