Вий – популярный. Страшно.
Потому что нечисть, ужасы, испытания и искус потоптать духовенство есть.
Гоголь знал толк в этом, когда придумал вия. А мы теперь боимся. Хотя бояться надо другого (чтоб самим не попасться в ласковую ловушку тьмы)
Текст в этой постановке оказался, в основном, не Гоголя, а Нины Садур («Панночка»), но кто вдохновил ее, как не Николай Васильевич.
Нину Садур, судя по содержанию, немало волновало, кто такая панночка и откуда взялась. А режиссер Александр Баркар признался прямо: «Вот, к примеру, мы знаем, что Панночка – ведьма, но почему она ведьма? Что с ней произошло? И в одной из песен Вени Д’ркина я нашел ответ. Это и стало отправной точкой спектакля.»
Оно и правда, но мне показалось, что все же тут про Хому (Фому). Почему он стал ведьминым мужем, Вием, как такое может приключиться со студентом бурсы, будущим пастырем духовным, которого и сиротство не избавило от доли черной.
Эта повесть - об искушении, и о том, как отдал киевский студент-философ душу свою не Богу, но бесу, хоть и не желал того, просто сил души недостало.
Раз интерес смещается в сторону панночки, то мы на нее будем смотреть, вместо Хомы.
Как Александра Басова здесь на месте.
Она лучше всех.
Поет, двигается и искушает.
Зритель же, что мечтал о гробе летающем, да чтоб пугали страшными рожами и трупаками пострашней, обломится тут вчерную.
После панночки роль важная у музыки, рок, да старинный такой, не все любители, но послушают.
Вместо гроба в воздухе пианино качалось, черное-черное, прекрасное и великое, вместо свечей – изгибы виолончелей светились, как следы лавы, красиво и страшно, еще были пусть немного, но танцы, пластика, миманса чуть, и много - христианской проповеди.
Спирид еще скажет: Я опалю себе очи, но я узнаю, где тайна нашей крещеной земли.
А мы ответим.
Пьешь горилку, философ? Легко от нее, нравится? – на это тебе скажет нечистая сила «Здравствуй, Хома»
Наедаешься пампушками и прочим после обедни в церкви? А потом любишь поплясать? – «Здравствуй, Хома»
Считаешь, что «только нынешнему человеку ведьму бояться не надо. Ибо разумом своим человек от ведьмы огражден»? - «Здравствуй, Хома»
Так что - Панночка вновь оказалась сильнее, дорогие друзья.
Сильнее веры, разума, отвращения ко злу, которое Хома имеет, но этого мало.
Хому Брута жалко. Филипп Котов постарался, чтоб так было.
Панночка выбор свой сделала, понятный и такой человеческий.
Шел за хутором, ночка темная,
В белой простыни, глаза выколол.
Весь с вопросами, соком клюквенным
Губы выпачкал, волком песню выл.
Сколько Фомку не грей, а душа не легла.
В шкуре волка теплей, чем в тулупе козла.
Ах, купалова песнь, довела-довела...
Псами хаянный, псами порванный,
Смолой политый, в перья вывалян,
Сыпал искрами, разносил собой
В очаге огонь воплем пламенным.
(Веня Д’ркин)
Классный спектакль, интересный взгляд на вещи, и директора видели – Ирину Апексимову. Совершенное существо именно так выглядит, на наш взгляд.