В 1789 году еще мало кому известный писатель Николай Карамзин отправляется путешествовать по Европе. В ходе своих странствий литератор записывал свои впечатления от увиденного. Так появились "Письма русского путешественника", сделавшие Карамзина известным. Правда, само его путешествие началось неважно.
Примечательно, что рассказчик "Писем" - сентиментальная натура, которая очень чувствительна ко всем неудачам, знакам, успехам. Книга начинается с меланхоличных рассуждений Карамзина о том, как грустно и тяжело расставаться с домом. Казалось бы, он сам хотел посмотреть Европу, долго к поездке готовился, да и расстается с Россией он не на годы. Тем не менее, уезжать в день отправления ему не хочется.
С вещами бездушными прощался я, как с друзьями; и в самое то время, как был размягчен, растроган, пришли люди мои, начали плакать и просить меня, чтобы я не забыл их и взял опять к себе, когда возвращуся. Слезы заразительны, мои милые, а особливо в таком случае.
Итак, он отправляется из Москвы в Ригу через Петербург. Начало путешествия писателю совершенно не нравится. То он находит своего друга в северной столице в полном унынии ("Оба мы вместе от всего сердца жаловались на несчастный жребий человечества или молчали"), то его не пускают плыть на корабле из-за неувязки с документами.
Кульминацией неудачного начала становится поездка в дождливую погоду из Нарвы в Ригу. Раздраженный погодой, тем, что с него на станциях брали больше, чем нужно, и надолго задерживали, Карамзин выезжает со станции в Нарве. Не проехали и версты, как ось кибитки переломилась, и она вместе с путешественником упала в грязь. Пришлось отправить ямщика назад, а самому оставаться под дождем. Казалось бы, куда уж хуже! - но после досадного происшествия появился полицейский, которому не понравилось, что кибитка оставлена посреди дороги. "Спрячь ее в карман!", - ответил удрученный Карамзин. Он был в отчаянии. В эту минуту он с тоской вспоминал о доме и всем сердцем жалел о предпринятой поездке.
Вдруг к Карамзину подошел хорошо одетый мальчик тринадцати лет. Он пригласил неизвестного господина домой к своим родителям, не смутившись грязного костюма незнакомца. Улыбка мальчика тронула писателя, и вместе с ним он отправился к нему в дом. Там, к его удивлению, Карамзина радушно встретили хозяева, накормили и посоветовали лучший путь до Риги. А на прощание дали путешественнику горячего хлеба.
Гостеприимство, священная добродетель, обыкновенная во дни юности рода человеческого и столь редкая во дни наши! Если я когда-нибудь тебя забуду, то пусть забудут меня друзья мои! Пусть вечно буду на земле странником
- писал растроганный Карамзин.
Все же нет худа без добра, и неудачи не могут вечно преследовать человека. По-моему, контраст двух ситуаций наградил писателя ценным жизненным опытом и гораздо глубже дал понять, что мир не без добрых людей.
Источники
Карамзин Н.М. Письма русского путешественника