Въезжая с первыми лучами солнца в Калифорнию из Невады я наблюдал за встречным трафиком. Он был не велик и вычленить в его потоке автовозы груженные новенькими Теслами было довольно легко. В основном это были автомобили третьей модели. Но, самое интересное, что все встречные автовозы были только с Теслами, все до одного... Результаты работы Илона Маска по повышению производительности завода налицо!
Пока на улицах американских городов самая популярная Тесла — Model S, что в общем не удивительно. Более дорогая Model X встречается примерно так же как и новая «бюджетная» Model 3. Большинство встреченных мной «троек» были без номеров. Это может говорить о том, что они куплены совсем недавно, а может о специфическом законодательстве штата Калифорния, где можно не регистрировать автомобили до полугода. Ну или о том и другом вместе.
Что мы итоге имеем на тесте — машину будущего с самым изысканным дизайном и лучшей инженерией (так заявлено на официальном сайте) — Tesla Model 3 черного цвета. Разгон 4,5 секунды до 100 км/ч, пробег на полной зарядке 310 миль/500 км (long range battery) и полный привод.
Такой автомобиль сейчас можно заказать на сайте Тесла или в официальном салоне за 53000 долларов. Это будет базовый черный цвет (оплата за другой цвет 1000$-1500$), базовый салон, базовые диски и без автопилота. Расширенный автопилот еще плюс 5000$, будущая система автоматического пилотирования еще 3000$. Т.е. максимально ее можно раскачать в цене до 62500$. Срок ожидания 2-4 месяца. В других комплектациях можно уложиться в 1-3 месяца и в 49000$. Обещанные «дешевые» Model 3 ожидаются через 6-9 месяцев, а может быть и позже, кто знает.
До настоящего момента из электромобилей я ездил только на Тесла Родстер. Это было впечатляюще-скоротечная поездка, фактически на прототипе. Насладится электрокаром в полной мере мне не получилось, владелец сидел рядом. Так же было много тестов различных гибридов — Порше, Тойота, Лексус. А тут меня ожидала целая неделя, с новой моделью, да еще и в Бэй Эриа — мечта.
Вот я беру карточку-ключ, провожу ей по стойке возле двери и открываю «троечку». Кладу карточку на специальное место рядом с подстаканниками, быстро осматриваюсь и не нахожу кнопки «Старт». Тесле она не нужна — машина уже включена и ждет команд. При всем этом полная тишина.
Перевожу селектор КПП в режим Drive и нажимаю на «газ». Самое первое впечатление от автомобиля — легкость. Невероятная легкость от езды и управления. Такое ощущение что автомобиль невесомый и управлять им так же просто как смахивать пальцем на айфоне закладки. Нажал газ — машина поехала, отпустил — остановилась.
Разгон это вообще отдельная тема. Нажимаешь газ плавно, машина плавно трогается. Нажимаешь его резко и получаешь мгновенный и сильный толчок в спину. И при всем при этом — полная тишина, ничего не трясется, ничего не гудит и не вибрирует. Можно сконцентрироваться только на разгоне и радости от него!
По ощущениям машина разгонятся как современный мощный дизельный автомобиль на полном приводе лошадок так на 300+ ну или чуть больше. И если разгон впечатляет, то вот торможение нет. Тормоза довольно слабые и их эффективность не пропорциональна эффективности разгона. Интересно есть ли возможность их поменять. Сомневаюсь что кто-то будет использовать Model 3 в экстремальном режиме разгон-торможение. Тем более торможение лучше использовать для пополнения емкости аккумулятора. Так и колодки целее будут.
В первые дни эксплуатации Теслы наработанная моторика автолюбителя заставляет его ехать как на обычном ДВС-авто. Но у электромобилей логика другая. У него нет движения накатом (если конечно не выбрать специальный режим), а после разгона машина тормозит сама. В этом даже есть некая игра — отпустить газ на таком расстоянии до препятствия, чтобы машина остановилась сама без нажатия на тормоз.
По управляемости Тесла 3 очень приятна и отзывается на руль очень четко и понятно. По рулежке я бы ее сравнил с BMW/Mercedes в спортивных модификациях или даже Порше. Машина четко следует траектории и едет точно куда ее направляешь. Валкости нет и в помине. Причем уровень реакции на руль можно так же настроить в меню.
Единственный минус подвески, который мне удалось почувствовать, это раскачка автомобиля от передней оси к задней на участках дороги где много поперечных стыков. Машина входит в резонанс и приходится сбрасывать скорость, чтобы уменьшить эту раскачку. Если на дороге встречаются одиночные выбоины или наоборот выступы в асфальте подвеска их отрабатывает спокойно. Довольно жестко, но спокойно. На плохих дорогах, ее эксплуатация будет напрягать. Но в США хорошие дороги и тут это не проблема. Позже обещают еще и пневмобаллоны как опцию.
Салон у Теслы очень лаконичен. Ничего лишнего, просто праздник минимализма. Глазу не за что зацепится кроме большого сенсорного экрана в центре приборной панели. Это и есть основной механизм управления автомобилем. После руля, конечно.
На саммом руле есть две кнопки и два подрулевых рычажка — это то что осталось в управлении Теслой от обычного автомобиля. Рычажок слева управляет поворотниками и стеклоочистителями, а рычажок справа «коробкой», ну те эти стандартные для автомата положения R, N, D, P и управление круиз-контролем/автопилотом. Управление движением сделано как в Мерседесе, что на мой взгляд очень удобно, не нужно никаких дурацких рычагов на тоннеле.
Сам салон, который Тесла на сайте называет «Премиум салон», выглядит хоть и стильно, но дешево, как салон Тойоты. Дешевый пластик, на котором остаются следы от касаний ногами и разными предметами и которые не убираются после мойки. Тонкие, хлипкие на вид коврики. Экокожа или искусственная кожа на сидениях тоже не лучшего качества. Хотя сами кресла и выглядят современно и по форме удобны. Боковая поддержка передних сидений довольно развита и удобна — оптимальный баланс между комфортом и фиксацией тела.
Моя Тесла 3 с пробегом 10К миль выглядела уже довольно уставшей и требовала ухода более профессионального чем просто качественная мойка. Салон наполнился «сверчками» разных калибров, которые ведут себя смирно на ровной поверхности, и начинают исполнять серенады уже на небольших неровностях. Стыки панелей салона оставляли желать лучшего. Как и примыкание внешних панелей и молдингов.
Очень красивое решение стеклянная крыша. Она состоит из двух стекол. И если переднему ряду ее практически не видно, то для сидящих сзади она дает отличный вид и необычные ощущения, так как крыша и заднее стекло это один элемент. Это как Opel Astra GTC у которой ветровое стекло переходило на крышу, только наоборот. Интересно, на сколько эта крыша прочная и выдержит ли агресивную российскую среду, в виде камней которые так часто попадают с дороги на крышу.
Дверные ручки сделаны как у концептов и суперкаров — в одной плоскости с дверьми. Снаружи процесс открывания довольно непривычен — нужно нажать на широкую часть ручки одним пальцем, а потом вторым ухватить выдвинувшийся элемент. Сначала это получается не с первого раза и приходится задействовать вторую руку. Детям с маленькими руками одной рукой вообще дверь не открыть, только двумя. Через пару дней я уже начал привыкать, а через неделю так вообще справлялся отлично.
Изнутри все намного проще. Просто кнопка, при нажатии на которую дверь сама отталкивается от машины. Плюс есть еще резервный олдскульный тросиковый механизм открывания, который активируется скрытым возле кнопок стеклоподъемника рычажком.
Пожалуй 95% управления автомобилем сосредоточено в центральном 15 дюймовом экране. Сначала это жутко непривычно. Первые пару дней я интуитивно искал быстрые кнопки управления климатом или аудио источниками, но этого ничего нет. Все на экране. Да, мне пришлось потратить некоторое время на изучение интерфейса, который очень сильно напоминает интерфейсы современных телефонов и планшетов. Не обошлось и без помощи гугла, но после этого для меня открылся новый дивный мир. Для управления автомобилем не нужна масса кнопок и крутилок, достаточно одно сенсорного экрана. Все управляется кончиками пальцев или голосом — невероятно.
Тесла сделала великолепный по удобству и комфорту интерфейс. Ни у одного автопроизводителя, даже топового уровня, я не видел ничего близкого по удобству и логике. Все просто и понятно как в iPhone, дада, в iPhone. Такое ощущение, что разработчики интерфейса или сами все пользуются продукцией от Apple или Тесла переманила часть разработчиков Apple. А возможно и то и другое. Одна навигация чего стоит! Она построена на базе отлично работающих Гугл карт, тут еще и бонусом огромный дисплей. Ездить с таким помощником очень удобно, даже по четырехуровневым и шестиполосным развязкам.
С экрана открываются оба багажника и бардачек и разъем зарядки. В этом есть и плюс и минус. Плюс — защита от воров, тк их нельзя открыть если машина выключена, минус — всегда нужно заходить в меню и нажать на пиктограму — быстро не получится.
Один их моментов, который заставил меня поломать голову и обратится к помощи, которая встроена в компьютер Теслы, это настройка внешних зеркал заднего вида. Привычных кнопочек-джойстиков тут понятно нет. Оказалось, что нужно зайти в меню автомобиля, выбрать настройку зеркал и далее рулевыми джойстиками их смещать. Удобно, но в первый раз непонятно. Как впервые переключить язык клавиатуры на макбуке!
В центральном тоннеле, между водителем и пассажиром очень вместительная и хорошо организованная емкость совмещенная с подлокотником. Она настолько вместительная, что напоминает подлокотник американского минивена или большого внедорожника, а не легковушки С класса. Открывается и закрывается она несколькими крышками и имеет специальную секцию для хранения-зарядки смартфонов. Причем их можно закрыть панелью и не бояться что они привлекут чье-то внимание.
Места для задних пассажиров не много. При росте 180 см, я вошел на сидение за собой, но впритык. При большем росте могут возникнуть проблемы.
Так как у Model 3 нет привычного большого двигателя, у нее более просторный салон и два багажника. Передний, мелкий, как у заднемоторного суперкара для рюкзака или пары пакетов. И задний, как у обычного автомобиля. Он довольно вместителен и его можно увеличить сложив сидения.
Про расходы и зарядки. В доме я заряжать машину не мог, поэтому приходилось пользоваться только публичными зарядками. Сначала я чуть не предался панике начинающего электроавтомобилиста. Мне казалось, что я не рассчитаю запас хода и с позором встану где-нибудь на хайвее :)) Но это только казалось! В реальности запаса хода в 300 миль мне хватало на 2-3 дня довольно активного движения. Далее следовала поездка в магазин за продуктами, рядом с которым стоит Суперчарджер от Теслы или встреча электрической розетки на парковке. Запарковался, подключил тачку на зарядку и пошел в музей или гулять. Совершенно не напряжно. Если же есть возможность заряжать машину дома, так вообще проблем нет — вечером подключился — утром полный аккум.
Уличные зарядки по факту бесплатны, а Суперчарджеры от Теслы берут деньги с аккаунта владельца автомобиля. Зарядка моего Лонг рэнджа с 15% до 95%, например, заняла 45 минут и 15 долларов. При цене топлива 4.5 доллара за галлон это очень адекватный ценник, за почти полную «заправку».
Автопилот я впервые включил примерно дня через три. Сначала просто наслаждался ездой. Потом опасался и искал место «потише». Нашел такое место, залез в меню — активировал и понял, что тихое место для автопилота не подходит! Ему нужна трасса и долгое монотонное движение. В режиме пробок или частых поворотов он пока теряется. Зато на трассе машина чувствует себя идеально. Два нажатия на правый рычажок под рулем и можно беспокойно наблюдать как машина разгоняется, тормозит, меняет полосы при качании поворотника.
Расслабится в таком режиме довольно сложно — я держал руку все время возле руля и ждал что что-то пойдет не так. Кстати Тесла иногда просит подержать руль, чтобы понять есть ли кто за рулем. Через какое-то время я понял что «автопилот» в том виде что есть сейчас это такой вариант расширенного круиз контроля. Это упрощает езду, но хочется уже поскорее дождаться полного автопилота.
Через неделю эксплуатации Model 3 я настолько привык к ее удобству и технологичности, что пересев на обычный бензиновый автомобиль, я ощутил пропасть отделяющую его от Теслы. Обилие бестолковых кнопок, неравномерность момента и прочее и прочее...
Похоже Маск все-таки прав — Тесла машина будущего, а Model 3 сделала вход в это будущее быстрее и дешевле. Ждем Model 3 за 35 тыс долларов, она точно изменит рынок!