Есть три парадигмы: премодерн, модерн и постмодерн.
Премодерн - это рассуждения про некие особые невидимые глазу истины, которые и являются ключом нашего восприятия мира. Примеры таких истин напрашиваются сами собой: душа и Бог.
Модерн же про познание мира при помощи рационального метода, если грубо говорить, то это близко к концепции науки.
А постмодерн - попытка взглянуть на жизнь под разными углами, при этом отказывающаяся от некоей объективности, которая присутствует в предыдущих эпохах.
Причём же здесь Ницше и парадигмы?
Рассмотрим три ключевых момента в философии Ницше – Сверхчеловек, Вечное возвращение, «Бог умер».
Бог умер. Смысл этой фразы можно понимать по следующему. С приходом науки (эпохи модерна), образ Бога теряет (в некотором смысле ещё и потому, что церковь дискредитировала саму себя) свою прежнюю силу, и не находит места в умах людей. Однако прежнее место Бога претендует оставаться пустым, что порождает нигилизм (или же желание занять это место всякими коммунистами с «христианской моралью»).
Вечное возвращение. Идея вечного возвращения основывается на том, что человек проживает свою жизнь бесконечное количество раз. Символизируется змеёй, пожирающей свой хвост. Эта идея носит скорее больше характер мысленного эксперимента, помогающего раскрыть идею о сверхчеловеке.
Сверхчеловек. Эта идея возникает в попытке избавиться от последствий «Бог умер». Сверхчеловек не боится вечного возвращения. Всё что он говорит по этому поводу: «Так это была жизнь? Ну что ж! Ещё раз!». По поводу Бога: «Умерли все боги; теперь хотим, чтобы жил сверхчеловек – такова должна быть в великий полдень наша последняя воля». Идея о сверхчеловеке противопоставляется идеи о коллективе, которая также претендует занять пустующее место. «Проповедники равенства! Бессильное безумие тирана вопиет в вас о "равенстве": так скрывается ваше сокровенное желание тирании за словами о добродетели!»
История про пастуха, которому змея заползла в глотку, также хорошо показывает идею сверхчеловека. «И пастух откусил, как советовал ему крик мой; откусил голову змеи! Далеко отплюнул он ее - и вскочил на ноги. - Ни пастуха, ни человека, более предо мной стоял преображенный, просветленный, который смеялся!» (Здесь змея как раз символизирует вечное возвращение)
Следующая цитата идёт из «Антихриста» (в которой Ницше сосредотачивается на критике христианства):
Эта книга принадлежит немногим. Может быть, никто из этих немногих еще и не существует. Ими могут быть те, кто понимает моего Заратустру; как мог бы я смешаться с теми, у кого лишь сегодня открываются уши? Только послезавтра принадлежит мне. Иные люди родятся posthum.
И вот, как мне кажется именно эта фраза намекает на приход постмодерна, на попытку пересмотреть взгляд на жизнь. Немаловажную роль в потмодерне играют мемы. Мемы — это единица информации, некоторый культурный код, который раскрывает настроения определённого промежутка времени и места (в некотором роде это отражает реакцию современников, при помощи которой тот или иной мем и набирает популярность). Очень много мемов имееет иронический подтекст, поскольку шутки в обычном стиле стали банальностью и устарели и нуждаются в некотором другом угле. Существует целый пласт ироничных мемов, в которых сама жизнь представляется, как шутка, или обыгрываются различные социальные проблемы. И если ещё учесть, что обычно реакцией над мемом является смех (или как говорят современники, «словить ОРландо Блума»), то процесс просмотра мемов действительно становится схожим с метафорой со змеёй.
Также некоторая схожесть сверхчеловека и постмодерниста наблюдается и в рэп-баттлах, где люди поносят друг друга, не ради того, чтобы оскорбить оппонента, а ради самого формата (так называемая культура флейма, которая распространена сейчас в этих ваших интернетах). («Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!»)