В первых числах июня Царюк получил приказ: «В связи с возможным усилением перебросок войск противника по железным и шоссейным дорогам установите наблюдение за передвижением войск, численностью... откуда и куда следуют. Результаты донесите в обком КП(б)Б».
Наконец во все подпольные областные и районные комитеты партии, партизанские соединения Белоруссии поступил долгожданный приказ — провести очередной этап «рельсовой войны». Царюк и его штаб засели за работу.
Владимир Зенонович в который раз изучал разостланную на столе карту, вглядываясь в извилистые нити железных дорог, которые подобно кровеносным сосудам пронизывали массивы белорусских лесов.
— Самая напряженная магистраль — Барановичи — Минск. По ней идут пополнения к фронту. А мы ударим вот здесь, на перегоне Барановичи — Колосово, — Царюк нарисовал стрелку. — Еще один удар нанесем на участке Барановичи — Лида. Ответственным за операцию назначаю майора Василевича, командира бригады имени Жукова. Возражений нет?
В ночь с 19 на 20 июня 1944 года соединение вступило в «рельсовую войну». В ряде мест разгорелись кровопролитные бои. Особенно яростной были схватка у разъезда Колосово.
— Противник ведет из бункеров шквальный огонь, — сообщили Царюку. — Цепи залегли.
— Отвлечь охрану с флангов! — приказал командир соединения. — Бросить в атаку отряды имени Воронова и имени 25-летия ВЛКСМ! А где артиллерия? Почему молчит?
В бой вступил артвзвод отряда имени Суворова. Первыми снарядами артиллеристы подожгли казармы на разъезде. Под прикрытием огня смельчаки подползли к бункерам, забросали их гранатами. Пулеметы замолкли.
На полотно прорвались минеры. Они стали подкладывать под рельсы толовые заряды. В прозрачной темноте короткой июньской ночи вспыхнули десятки, сотни, тысячи голубых огоньков — это подожгли бикфордовы шнуры. Загремели взрывы. На железных дорогах всей Белоруссии, казалось, бушевал всесокрушающий огненный смерч. Только в ночь на 20 июня во вражеском тылу было подорвано свыше сорока тысяч рельсов. Вызванные по радио самолеты бомбили скопившиеся эшелоны врага. И это накануне начала операции «Багратион»!
«Молниеносно проведенная в эту ночь крупная операция партизанских отрядов вызвала в отдельных местах полную остановку железнодорожного движения на всех важных коммуникациях, ведущих к районам прорыва... Партизаны провели блестящую операцию», — был вынужден признать начальник транспортного управления группы армий «Центр» полковник Г. Теске.
23 июня 1944 года началась операция «Багратион». Сметая врага, Красная Армия стремительно шли ни запад.
А в это время белорусские партизаны громили гитлеровцев с тыла. Бригады и отряды соединения Царюка вышли из Налибокской пущи, заняли оборону на берегах Немана, Сервечи, Сулы и других рек, захватили переправы, перекрыли все важнейшие железные и шоссейные дороги. Они преследовали цель нанести врагу как можно больший урон, не давая ему прорваться в Налибокскую пущу.
3 июля Красная Армия освободила столицу Белоруссии Минск. Гул ожесточенных боев все явственнее долетал до берегов Немана.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!