Люди манипулируют друг другом: взрослые- детьми, дети- родителями, учителя- учениками, ученики — учителями... Иногда это происходит интуитивно, временами- вполне осознанно. Учителя порой просто вынуждены прибегать к манипуляциям для того, чтобы решать те или иные педагогические проблемы.
Лет двадцать назад я была классным руководителем и у меня были уникальные ученики, с которыми приходилось выстраивать особые отношения. Расскажу о некоторых моментах моей педагогической деятельности, за которые мне не стыдно. Наоборот, я горжусь, что моя изобретательность помогла мотивировать молодежь на позитивные изменения.
Когда я только пришла на работу в Лицей №1, мне дали классное руководство в 9 классе. Класс как класс: разные ребята, взрослеющие девочки, инфантильные мальчишки. Все вполне адекватные, кроме Саши Б. Это был уникальный мальчик, который ходил все время, закрывая платочком рот. Представьте: высокий нескладный юноша в очках и с платочком! Кроме того, Саша решительно отказывался выходить к доске отвечать, предпочитая получать двойки, лишь бы от него отвязались! При этом у него был не по годам развит интеллект, вне урока с ним можно было общаться на разные темы, он имел собственное суждение обо всем. В общем, этот гениальный нонконформист ускоренно скатывался в двоечники. Класс относился к нему с пониманием, никто его не задевал, его чудачества просто игнорировались, все привыкли.
Чтобы как-то повлиять на ситуацию, я подарила Саше книгу про великого физика Льва Давидовича Ландау, который тоже был очень застенчив в юности. Будущий академик боролся со своей стеснительностью радикально: гулял по городу с прицепленным к голове воздушным шариком. Все на него, естественно, глазели, а он учился справляться с паникой. Потом я уговорила Сашу принять участие в театральной постановке. Подействовала личным примером: тоже сыграла роль в пьесе Островского. Нами руководил профессиональный режиссер, который подолгу репетировал каждую сцену, объясняя смысл каждого слова. Мне, училке, Виктор Ильич разрешил пропускать репетиции, а дети репетировали серьезно. У Саши была главная роль, спектакль имел оглушительный успех, а наш герой после этого вполне раскрепостился и совершенно перестал стесняться. В 10 и 11 классах он уже был совершенно другим человеком!
А как мне удалось уговорить Сашу выучить и рассказать тему у доски- это отдельная история. Он собирался поступать на иняз, а у меня была очень редкая книжка по переводу. Я его заинтриговала этой книжкой и пообещала подарить, если он ответит у доски. Подготовился, разобрался, рассказал очень увлекательно! Подарила обещанное с дарственной надписью, что-то типа: « Саше Б. за единственный выученный урок по физике». Потом он выходил к доске спокойно, даже выпендривался по-пацански. Выучил тему из раздела « Квантовая механика», написал уравнение Шредингера, которое в школе даже не изучается. После лицея Саша поступил на факультет иностранных языков, успешно его окончил, преподавал в университете, а в последние годы живет и работает в США. Учит американцев английскому языку (парадокс!). Мы общались в соцсетях, сейчас он куда-то пропал, надеюсь, что у него все в порядке.
Хотела еще кое -что рассказать, однако пост получается длинноватый. Но даже эта учительская история позволяет понять, насколько сильными могут быть последствия наших мотивирующих действий. Все же наша профессия- это целая Вселенная!