Найти тему
Anything News

Сбербанк хочет купить 30% Яндекса

Государственный монополист Сбербанк находится в стадии переговоров с руководством частной компании «Яндекс» о приобретении в ней крупной доли — вплоть до 30%. В пресс-службе «Яндекса» назвали эти новости слухами.

На известие о возможной продажи доли в «Яндексе» финансовый рынок отреагировал незамедлительно. Акции поисковика почти одномоментно обесценилисьна различных биржах на 5-8%.

По данным The Bell, окончательного решения по сделке пока нет. Сбербанк помимо доли в компании также претендует на получение права вето по ключевым вопросам управления «Яндексом».

В отношении возможной конфигурации сделки рассматривается несколько вариантов — от допэмиссии и выкупа акций с рынка до продажи части акций основными акционерами.

Аркадий Волож прокатил премьера Дмитрия Медведева на беспилотном автомобиле «Яндекса»
Аркадий Волож прокатил премьера Дмитрия Медведева на беспилотном автомобиле «Яндекса»

Капитализация «Яндекса» на NASDAQ сейчас составляет $11,5 млрд. Таким образом, рыночная стоимость 30% его акций — это $3,8 млрд. Издание напоминает, что уставный капитал «Яндекса» разделен на два класса. Акции класса «А» дают право на один голос, акции класса «B» — на 10 голосов. Большая часть акций класса «B» принадлежит менеджменту и обеспечивает ему 55,4% голосов, дающих операционный контроль над компанией. Крупнейшим акционером «Яндекса» сейчас выступает его основатель Аркадий Волож— и по доле голосов (49,23%), и по доле в уставном капитале (10,35%).

При этом с 2009 г. у Сбербанка есть купленная за символический 1 Евро «золотая акция» «Яндекса». Из документов биржевого раскрытия компании следует, что она дает Сбербанку право блокировать покупку более 25% уставного капитала или голосов компании любым ее акционером или третьей стороной, равно как и продажу всех или значительной части активов компании третьей стороне. Но права на участие в принятии решений, влияющих на операционную деятельность компании, а также на дополнительные дивиденды, «золотая акция» не дает.

По итогам 2017 года выручка «Яндекса» составила 94,1 млрд рублей (на 24% больше, чем годом ранее), чистая прибыль — 15,4 млрд рублей. Ежемесячная аудитория компании в России сравнима с Google, сервисами обеих компаний пользуются около 41-42 млн человек.