Давно хотел написать статью по торговому освещению. Каждый раз, когда заходил в сетевой магазин - обещал себе, что сделаю это. В данной статье я не претендую на истину в первой инстанции. Но думаю многие со мной согласятся.
А начать я хотел бы с чего. Экономия. 90% магазинов экономят на свете. И это странно, когда ты потратил кучу денег на интерьер, ремонт, но про свет – забыл. Точнее даже не забыл, а решил, что «и так сойдёт». И это очень странно, т.к. многие сетки дают требования освещённости 600Лк на полках, а в итоге у них провалы до 500Лк и даже 300Лк. И самая очевидная причина – ставить светильники, которые не предназначены для освещения торговых пространств. Ради интереса, посмотрите, что предлагает большинство поставщиков. Обычный профиль с текстурированным или опаловым рассеивателем, который хорошо освещает проходы, но не освещает стеллажи. Да, это экономично. Но где эффект?
На мой взгляд является правильным:
- Комбинированной освещение: общее и акцентное
2. Применение светильников с ассиметричной оптикой
Уже давно в мире есть линейные светильники, которые можно оснащать вторичной оптикой. Как симметричной, так и ассиметриком. Это удобно, т.к. в одном профиле на линии можно установить разные по светораспределению светильники. Это позволит при смене расстановки оборудования (шире проход, тупик и т.д.) осветить не только пол, но и стеллажи.
Особым плюсом это будет в случае установки светильников над стеллажами, где стандартные модели освещают только верх выкладки, а остальные полки довольствуются остаточным светом.
Не стоит сбрасывать со счетов и акцентный свет. Те же трековые светильники. Я думаю, что каждый из нас часто видел, когда треки светят куда угодно, но только не на освещаемый объект. Согласен, в этом есть и вина монтажников, которые не делают юстировки. Но это отбивает желание клиента использовать именно эту систему освещения, хотя её удобство – очевидно. Плюс она прощает просчёты при проектировании, ведь светильники всегда можно добавить.
Отдельный пункт – оптика. Чем проще светильник – тем хуже оптическая система. А результатом будут световые контрастные разводы на товаре (помните те кольца, расходящиеся от центра светового пятна?). Присмотритесь на фото ниже:
Индекс цветопередачи CRI. Сейчас найти светильники с CRI<80 – сложно. Но надо понимать, что в погоне за экономией можно и попроще светодиоды поставить. А чем ниже индекс – тем ниже привлекательность товара, т.к. цвета выглядят блёкло и тоскливо. В идеале – рассматривать версии светильников с CRI>90
Цветовая температура. Тут столько копий сломано – не перечесть. Особенно, когда в погоне за люксами начинают повышать цветовую температуру. На мой взгляд в современном ритейле для основного освещения выбирать светильники на 4000К, использую более холодные цвета только если это подразумевается концепцией. А для бутиков – 3000К. Чем теплее цветовая температура – тем более комфортная и домашняя обстановка в магазине. Естественно, для определённых групп товаров существуют свои нюансы (например для хлеба, мяса, рыбы).
Чтобы я ещё отметил. Это управление светом. На мой взгляд вполне оправдано применение управляемых светильников для навигации по магазину и привлечения внимания клиентов к акционным товарам. Да, яркие ценники вполне конкретно показывают, что на товар идёт скидка. Но если на общем фоне товаров они ещё будут выделены более яркой подсветкой – клиент просто не сможет не обратить на это внимание. А с учётом того, что расположение таких товаров может меняться – система управления может перепрограммировать нужные светильники под те места, где этот товар находится.
Надеюсь, что статья будет полезной!