Татьяна работает экономистом в небольшой фирме. Её рабочий стол находится в кабинете, где, кроме Татьяны, трудятся ещё три девушки. Бесконечные отчёты, планы-графики, закупки... Большая бумажная работа. Бухгалтерия.
А там, где бухгалтерия, там много канцелярии. Всякие скрепочки, ластики, ручечки, карандаши, резиночки, карточки, папочки... всего не перечислишь. И постоянно чувствуется нехватка того или иного канцелярского предмета.
- Тань, скрепки есть?
Сотрудница обратилась к Татьяне с вопросом - ЕСТЬ ЛИ У ТОЙ СКРЕПКИ. Татьяна ответила - "да, у меня есть скрепки".
Каков вопрос, таков ответ. Есть? Есть!
Однако сотрудница обиделась на Татьяну. Ведь она попросила скрепки, а Татьяна не дала! Жадная какая!
Знакомая ситуация, правда?
Обратите внимание, как общаются друг с другом наши дети. Вопрос "Есть конфета?" НЕ подразумевает ответ "Возьми мою конфету". Это в корне неправильно!
На вопрос "есть ли" достаточно ответить - "да, есть", или "нет, этого у меня нет". Это полный и развёрнутый ответ, ничего личного.
Я своих детей научила формулировать свои вопросы и просьбы иначе. "Мама, можно попросить у тебя то-то или то-то..." Дальше я решаю сама - есть у меня возможность дать им то, что они просят, или у меня такой возможности нет.
Разумеется, ответить на подобную просьбу в стиле "можно, попроси" - верх невоспитанности на границе с издёвкой.
А как вы учите своих детей просить? Как формулируете свои просьбы вы сами?
Буду рада, если вы подпишитесь на мой канал и станете моим собеседником в вопросах культуры, этикета и правил хорошего тона. Также буду признательна, если у вас появится желание оставить комментарий или задать вопрос.
С уважением - Александра.