Читатели любят говорить, что Павел Иваныч покупает ревизские души для того, чтобы заложить их в опекунский совет и таким образом сколотить капитал. Это не совсем правильный ответ. Дело в том, что этот самый опекунский совет принимал в залог только имения.
То есть Чичиков мог бы заложить купленные крестьянские души только вместе с землёй. Вот он и задумывает существующих только на бумаге, а на деле умерших, крестьян перевести в Херсонскую губернию. А в те времена в Херсонской губернии земля давалась бесплатно.
В результате Чичиков планировал получить имение и его заложить в опекунский совет. Известно, что ещё с 18 века опекунский совет принимал в опеку помещичью землю и выдавал деньги под проценты. Проценты помещики платили каждый год, пока не выплачивали кредит полностью.
Была, конечно, опасность невыплаты. Если помещик своевременно выплачивал все проценты по кредиту, имение оставалось у него, а если не выплачивал и срок истекал, имение могло уйти с молотка. Как это произошло в чеховской пьесе «Вишнёвый сад».
Хитрость Чичикова состояла в том, что он хотел получить от опекунского совета, при залоге, по 200 рублей за каждую душу. На полученные деньги он купил бы настоящих живых крестьян, тем самым скрыв обман. То есть к ревизии его крестьяне были бы живыми. Ловкость ума и никакого мошенничества! Чичиков не стал бы преступником в глазах закона.
Таким образом, Павел Иванович нашёл лазейку в законодательстве и тогдашней бюрократической машине. Решив разбогатеть, он отправляется в путешествие по России, в регионы, где недавно прошли неурожаи, голод, болезни и прочие катаклизмы. Где он сможет гарантированно найти списки мертвых крепостных крестьян и обманными манипуляциями получить их.
В деревне Маниловка Чичикову подарили сто душ, у Плюшкина, Коробочки и Собакевича он некоторое количество купил . В этой губернии он получил 416 душ. В среднем каждая обошлась ему в 70 копеек, а залоговая стоимость каждого живого крестьянина — 200 рублей. Грубо говоря, прибыль составила 83200 рублей. Отличный результат!
А поскольку на рынке крестьяне стоили дешевле, Чичиков по-любому оставался в плюсе. То есть потом он бы купил крестьян не за 200 рублей, а за 100. Из бесед с Коробочкой и Собакевичем мы узнаём, что хорошие работники так и стоят. Наш герой остался бы и с землей, и с крестьянами, и с капиталом в 40 000. Его бы он потратил на строительство усадьбы, строительство домов для крестьян, покупку скотины и прочее и прочее.
Всё как мечтал. Жил бы он в своём поместье, поживал да добра наживал.