Найти в Дзене
Заграничный взор

“Статус-6”: Почему российская 100-мегатонная ядерная торпеда действительно ужасает” - The National Interest

С таким названием 17 октября 2018 опубликована статья в американском издании The National Interest

Привожу для читателей канала статью с некоторыми сокращениями, пропуская экскурсы в дальнее прошлое (чуть ли не в средние века) и внутри-промышленные проблемы американской морской инженерии (всё-таки наш канал более нацелен на информацию, имеющую отношение непосредственно к России).

“Пентагон считает, что Каньон (так назвали на западе “Статус-6” /прим. авт. канала) достаточно реален, и Россия никогда не теряла подводных навыков, унаследованных от СССР, даже в плохие дни 1990-х годов.

10 ноября 2015 года, российские СМИ случайно либо целевым образом затронули тему нового подводного оружия Кремля — ядерный дрон "Каньон" или “Статус-6”. С тех пор вокруг устройства закручиваются споры, например, реально ли оно, какова его практичность, возможности военного использования и история. Это воссоздало картину старой идеи, перешедшей в новую и опасную эпоху.

Kanyon, беспилотный подводный аппарат, как описано и проиллюстрировано - очень, очень большая торпеда, почти восемьдесят футов в длину и пять футов в диаметре. Оснащенный чудовищной 100-мегатонной ядерной боеголовкой и приводимый в движение атомной электростанцией, Каньон предназначен для создания радиоактивных цунами в портах и прибрежных районах.

Морские взрывоопасные платформы имеют долгую историю в боевых действиях. "Пожарные корабли", когда суда загорались и дрейфовали на якоре, использовались веками. В 1585 году голландские повстанцы из Антверпена, осажденные испанскими войсками, наняли Фредерико Джамбелли, умного итальянского инженера, для создания плавающей бомбы, взрываемой часовым механизмом или спичкой замедленного горения. Результаты были впечатляющими, но не решающими в Антверпене. Однако само существование такого оружия вызвало у испанцев панику при виде регулярно горящих кораблей и разрушило надежды Испании на вторжение в Британию.

Вскоре после того, как Советский Союз разработал свою бомбу, его лидеры искали любые средства ее доставки. В ранний период советским ядерным оружием были бомбы для самолетов, но впоследствии ВМФ СССР потянулся за ядерным мечом. В 1952 году секретные встречи в Кремле санкционировали разработку гигантской атомной торпеды Т-15. Первые в СССР атомные подлодки должны были быть оснащены одной гигантской трубой длиной более одной пятой длины подлодки для размещения массивного оружия.

-2

Как только руководство ВМФ было проинформировано, оно было недовольно Т-15. Его огромную мощь могла нести только одна однозарядная подлодка, которая должна была находиться в радиусе 30 миль от цели, чтобы выстрелить из оружия.

Т-15 тихо отменили в 1954 году, но ненадолго, новую любопытную идею выдвинул академик Андрей Сахаров, "отец советской водородной бомбы". После успешного построения и тестирования колоссальной "Царь-бомбы" в 1961 году предполагалась доставка массивного оружия гигантской торпедой. Руководство советского флота снова начало протестовать, не находя в этом военной необходимости и реальных этических проблем.

Казалось бы, это был конец ядерного адского пламени - даже в разгар Холодной войны это было слишком много, слишком безумно. Но сегодня мы живем в интересное время, и кажется, что ни одна идея не является достаточно сумасшедшей, чтобы оставаться похороненной. Кроме того, еще одна технология холодной войны, возможно, решила проблему диапазона гигантской торпеды.

Корпус диаметром пять футов огромен для торпеды, но крошечный для пилотируемой подлодки; атомные подводные лодки намного больше, чем обычные подлодки, потому что реактор и паровое оборудование занимают достаточно много места. Но другой вид двигателя — "реактивный двигатель в бутылке", может быть российским решением. Все атомные суда на плаву сегодня фактически являются пароходами; ядерное тепло заменяет ископаемое топливо, сжигаемое до кипения воды.

Российские источники обсуждают небольшие автономные электростанции, которые будут размещены на морском дне, а их внутренние планировки сходны с обычными водо-водяными реакторными установками. Но Россия имеет многолетний опыт работы с газовыми турбинами, в том числе с гигантскими компрессорами для природного газа, и не исключено, что двигатель CCNGT может присоединиться к гигантской боеголовке как воскрешенный призрак 1950-х годов.

Хотя один комментатор назвал его "самой медленной и уязвимой МБР в мире", Каньон действительно может работать как своего рода подводная крылатая ракета. Запущенный с подлодки в середине океана, Каньон может неделями слоняться на медленной скорости, пробираясь к побережью, пока не совершит высокоскоростной рывок в порт. Американские навыки противолодочной войны “ржавые”, и пилотируемые подводные лодки обходили ВМС США ранее. Таким образом, 100-мегатонная мини-подлодка все равно будет небольшой иглой в огромном стоге мокрого сена”.

Стив Уэйнц, The National Interest