Найти в Дзене
Тимур Кожевников

Приёмы противодействия провокациям

Условий эффективного противодействия провокациям достаточно много. Это и профессиональная подготовленность, и психологическая устойчивость, и практический опыт, и строгое соблюдение закона.

Именно легкомысленное отношение сотрудника с законом является частой причиной, по которой провокационные действия по отношению к нему могут дать результат.

Однако при соблюдении прочих условий, необходимых для эффективной профессиональной деятельности вообще, условия противодействия провокации можно свести к трём словам: информированность, бдительность, здравый смысл.

А.В. Буданов в своей работе "Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности (на опыте профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов США и России)" предлагает следующие приёмы и тактику противодействия провокациям (с нашими комментариями):

  • Будь бдителен к случайной удаче. Нам представляется данное положение следующим образом: случайностей нет, так как в мире существуют строгие причинно-следственные связи. У любого последствия есть причина, и у любой причины будут последствия. По выражению Ф. Энгельса: "Случайность — это встреча двух и более закономерностей". То, что для нас, на первый взгляд, выглядит, как случайность, вполне вероятно может оказаться достаточно долгим процессом приготовления и осуществления необходимых мероприятий по побуждению к активности, деятельности.
  • Провокатор, делая своё дело, редко бывает абсолютно спокоен. Установлено, что психические функции распределены между левым и правым полушариями. Функцией левого является оперирование словесно-знаковой информацией, а также чтение и счёт. Функцией правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений, распознавание сложных объектов (например, лиц, фигур, цвета) и т.д. При этом различия между полушариями определяются не тем, какой они материал от органов чувств, а тем, как они его используют (перерабатывают). Левое полушарие "заведует" абстрактно-логическими способами переработки, правое — наглядно-образными и наглядно-действенными. Левое работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое перерабатывает информацию одновременно (симультанно) и синтетически, мгновенно "схватывая" многочисленные свойства объектов восприятия в их целостности, нерасчленённости. Таким образом, ложь, хитрость и изворотливость человека — качества, за которые отвечает наше левое (логическое) полушарие головного мозга. Правое полушарие воспринимает мир непосредственно, цельно. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что хитрость относительно несвойственное для человека явление. Возникает состояние: левое полушарие даёт команду хитрить и изворачиваться, правое даёт команду, что это для человека не свойственно. Тело является объединяющим и то, и другое, разумеется, его реакция будет противоречивой, что и может выдать человека, имеющего намерение осуществить провокацию.
  • Если кто-то чужой проявляет к тебе интерес, подумай, почему. Как ранее указывалось, любой сотрудник для осуждённого, подозреваемого и обвиняемого, является носителем властных полномочий. Основных целей у осуждённого две — это сделать как можно комфортнее пребывание в исправительном учреждении (по возможности в меньший срок), и вторая — оказать влияние на определённых лиц за пределами учреждения. Вся мотивация общения осуждённого с сотрудниками будет заключаться в реализации этих двух основных потребностей. Поняв это, любой сотрудник выводы сможет сделать самостоятельно. Запрещённые связи и их смысл будет более понятен. Всегда необходимо помнить, кто наездник, а кто лошадь.
  • Мелочей не существует. "Жизнь — цепь, а мелочи в ней звенья. Нельзя не придавать звену значения", — простая фраза из мультфильма отвечает на многие вопросы. То, что нам может показаться незначительным вначале, в дальнейшем может привести к серьёзным последствиям. Так, первый словесный контакт с подозреваемым или обвиняемым, содержащимся в СИЗО, скорее всего, приведёт и ко второму диалогу, который уже будет предметным. Так, не обратив внимание на кажущуюся мелочь, можно придти к серьёзным последствиям.
  • На чём бы ты сам стал провоцировать себя? Любой человек без исключения обладает сильными и слабыми сторонами. Достаточно часто приходится наблюдать в жизни, как хорошо одни люди находят недостатки в других. У нас, похоже, просто учат всех критиковать. Если человек совершит нечеловеческое усилие и этими же мерками обратит внимание на себя, то может узнать очень много нового. В прикладном плане это пользу принесёт обязательно. Во-первых, мы начнём меняться в лучшую сторону. Во-вторых, по поводу своих уязвимых мест сможем подготовить оборону и защиту.
  • Провокация — тоже информация. По мнению автора, информация — это наиболее важная составляющая жизни человека. Его успешности или проблем, здоровья или болезни, плохого настроения или хорошего. Главное — информацию правильно использовать. Если кто-то пытался однажды нас спровоцировать на что-либо негативное, есть смысл задуматься и сделать выводы в отношении этого человека. И в будущем быть более осмотрительным с этим человеком.
  • Стремись даже из самой трудной ситуации извлечь пользу. Любой человек в своей жизни ошибался не раз, по-крупному и не очень. Ошибки — это нормальное явление для человека. Но если ошибочные поступки превращаются в систему, то могут привести и к печальным результатам. Главное — сделать правильные выводы из своих не всегда удачных поступков, чтобы они не повторялись. По мнению Конфуция, "благородный муж имел право на одну ошибку". Можно предположить, что, согласно его мнению, мужчина, повторив одну ошибку дважды, не может называться благородным.
  • Знай, что о тебе знают другие. Если мы имеем представление о том, что могут про нас знать недоброжелатели, то всегда сможем заранее подготовиться к обороне в этом вопросе. Любыми средствами необходимо поставить под сомнение порочащую нас информацию, указав на зависть определённых людей, их ненависть к вам, распространение ими слухов. Пока человек не признался, он не виноват, а все оговоры — банальные интриги. Только при таком подходе человек останется личностью и не сломается под тяжестью психологического давления. Любая информация будет поставлена под сомнение, и наше слабое место уже не будет таким слабым.
  • Не забудь спросить себя: "А что потом?". Достаточно часто сотрудник принимает решения под влиянием сиюминутных, эмоциональных, моральных порывов. Такие необдуманные поступки могут в дальнейшем привести к отрицательным последствиям. В идеале, сотруднику необходимо заранее "прокрутить" в мыслях ситуации, которые возможны при выполнении служебных обязанностей. Затем есть смысл просчитать, какие возможные результаты наступят вследствие тех или иных поступков. Оценив уровень неприятностей, мы сможем принять более правильное решение и при внезапно возникающей ситуации.
  • Создавай условия, при которых провокатору будет трудно. Любой здравомыслящий человек живёт по принципу обоснованного риска. Другими словами, каждый из нас желает при наименьших затратах получить больший результат. Если это условие выполняется, человек продвигаться будет. Если это условие нарушается, скорее всего, человек от своих намерений откажется. Так вот, при возникновении ситуации, в которой за счёт сотрудника кто-то желает решить свои проблемы и поживиться, необходимо выстроить свою защиту таким образом, чтобы провокатор мог потерять больше, чем желает получить.

Каждый сотрудник знает, что в критической ситуации немало зависит от него самого. Наш опыт показывает — риск стать жертвой насилия, провокаций, шантажа будет значительно меньше, если сотрудник будет придерживаться рассмотренных принципов.

Данные рекомендации наиболее универсальны. Вместе с тем, у каждого вида профессиональной деятельности свои особенности, и конкретные рекомендации по противодействию провокациям и шантажу должны даваться с учётом специфики деятельности.