Драматический Треугольник, он же Треугольник Карпмана (Karpman drama triangle) — это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми. В основном используется в психологии и психотерапии. Впервые была описана Стивеном Карпманом в 1968 году.
Поскольку мы говорим в блоге о взаимодействии онлайн команд, то будем рассматривать применение данной модели в рабочем контексте.
Согласно модели Драматического Треугольника человек может работать из текущего момента, а может работать из драмы, находясь в роли жертвы, преследователя и/или спасателя.
Когда вы или ваши коллеги находитесь в драме, то продуктивность команды падает и со временем отсутствие понимания в команде разрушает её. В драме вы можете услышать от коллег обвинения, увидеть упёртость оказаться первым/правым или даже страх. Как и в хорошем кино, в драматическом треугольнике есть роли и у каждой есть свои особенности и характеристики.
Спасатель
Спасатель всегда старается помочь, особенно если его не просили. Он старается принести временное облегчение и ключевое слово здесь “временное”. Спасатель считает, что с ним не всё в порядке пока с другими что-то не так и только он может помочь им.
Со мной не ОК, пока с другими не ОК.
Фразы, характерные для спасателя:
“Они без меня не справятся!”
“Давай я за тебя сделаю.”
“Ну-ну! Всё будет хорошо.”
Преследователь
Преследователь вечно обвиняет: себя, других или даже целые группы людей. У самого преследователя всё порядке, но другие не правы/не могут/не достойны.
Читайте дальше о ролях в треугольнике и как их них выйти.
Если вы хотите видеть больше такого в своей ленте — ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Если вам интересна темя лидерства и развития команды, то пишите Татьяне Смирновой, автору проекта и слушайте подкасты.