В настоящее время в уголовно-исполнительной системе уделяется значительное внимание вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников. Улучшается положение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, что снижает их эмоциональное напряжение. Улучшается техническое оснащение учреждений видеокамерами, комплексами наблюдения, охраны и надзора. Проводится работа психологических служб по повышению устойчивости сотрудников в стрессовых ситуациях, воспитательных служб по соблюдению дисциплины. По сравнению с началом 2000-х годов сократились примерно на 20% гибель сотрудников на службе и вне её, также сократились случаи суицидов и незаконных связей. Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на снижение количественных показателей, проблема требует поиска путей улучшения ситуации.
В связи с этим следует заметить, что безопасность категория серьезная и включает в себя элементы защищенности. Чем качественнее защищенность, тем выше безопасность. Существуют следующие виды защищенности:
* Экономическая защищенность - соответствие материального обеспечения сотрудников его объективным материальным и иным потребностям.
* Правовая защищенность - соответствие правовой нормативной базы деятельности правоохранительных органов объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с данной деятельностью.
* Материально-техническая защищенность - соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ее объективным условиям и задачам.
* Социальная защищенность - соответствие социального статуса правоохранительных органов в государстве и социального статуса сотрудников правоохранительных органов значимости тех государственных задач, которые они выполняют.
* Социально-психологическая защищенность - соответствие общественного мнения о деятельности правоохранительных органов реальным профессиональным и личностным качествам сотрудников. Особым аспектом социально-психологической защищенности является стабильный положительный эмоционально-психологический климат в коллективах сотрудников.
* Кадровая защищенность - соответствие уровня профессиональной надежности личного состава (т. е. нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств сотрудников и их профессиональной компетентности) требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой и ее задачами.
* Информационная защищенность - соответствие возможностей получения информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности (в том числе научных и практических знаний, умений и навыков), реальной необходимости иметь такие знания для решения профессиональных задач и обеспечения профессиональной защищенности и личной безопасности. Специальным компонентом информационной защищенности сотрудника является пресечение утечки информации о его профессиональной деятельности или личной жизни, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких.
* Специальная защищенность - эффективность специальных мер оперативно-розыскного, контрразведывательного и иного характера, действий подразделений собственной безопасности по защите правоохранительных органов от деструктивных воздействий преступных элементов.
* Психологическая защищенность - соответствие специальных мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической деформации личности сотрудника, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.
* Физическая защищенность - соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья сотрудников при решении (или в связи с решением) ими профессиональных задач, реальным возможностям снизить этот риск до объективного предела.
Конечно, все эти меры значительны и необходимы, но они не зависят от самого сотрудника, и будут малоэффективны без собственной сознательной и профессионально грамотной деятельности сотрудника по обеспечению личной безопасности. Другими словами, сотруднику необходимо создать условия для мотивации службы вообще, и обеспечения личной безопасности в частности.
В практике профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов ряда зарубежных стран, в частности США, «педагогика личной безопасности» уже достаточно давно является самостоятельным направлением их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В США практически каждый сотрудник ФБР и других правоохранительных органов при первоначальном профессиональном обучении, а потом регулярно в ходе службы проходит подготовку по специальным программам «Воля к выживанию», «Выживание на улице».
Отношение к вопросу обеспечения личной безопасности в США приносит свои плоды: при населении в 320 млн. человек сотрудников всех правоохранительных органов погибающих на службе составляет количественно около 70 в год.
Одной из причин такого положения является достаточно серьезный подход к обучению сотрудников правоохранительных органов. А именно: обучение начинается с формирования профессионально-психологической установки на обеспечение личной безопасности при решении профессиональных задач. Другими словами, сотруднику создают мотивацию к профессиональной подготовке, к обеспечению личной безопасности, «государство помнит о тебе и делает всё возможное для твоей службы, но и ты позаботься о себе».
Программа «Воля к выживанию», «Выживание на улице» составляет 80 часов подготовки, в ходе которой сотруднику прививается одна мысль: «опасность существует, но ты можешь её избежать, если будешь совершенствоваться и обеспечивать свою личную безопасность».
Исходя из вышесказанного, хотелось бы сделать некоторые предложения по совершенствованию подготовки сотрудников УИС:
1. Создать мотивацию для службы в системе, следовательно, интерес к ней.
2. Создать специальную программу в системе начальной профессиональной подготовки и повышения квалификации по совершенствованию и обеспечению личной безопасности сотрудников УИС.
3. Первой задачей в данной программе определить формирование профессионально-психологической установки на обеспечение личной безопасности при решении профессиональных задач.