В статье «Онтология фотографического образа» Андре Базен пишет об объективности фотографии, которая обладает достоверностью и способна мумифицировать время. Базен отрицает монтажный вид кинематографа. Он считает, что задача режиссёра – не интерпретировать реальность в соответствии с собственной авторской позицией, а показать жизнь такой, какая она есть.
Используя материалы статей Андре Базена, разберём монтажное строение эпизода фильма Андрея Звягинцева «Изгнание» (2007). Эпизод разговора Веры с Александром является одним из главных для понимания конфликта фильма. Средний план, в центре композиции на кровати лежит Вера в голубом платье. Она спит на животе, обняв руками свою голову. В этот момент до нас доносятся детские голоса – звукошумовое оформление кадра отражает событие – мы понимаем, что дети и муж вернулись домой. Вера медленно поднимается с кровати, камера панорамирует снизу-вверх. Героиня сидит спиной к камере и смотрит вперёд. В глубине мизансцены бытовые предметы: умывальник, мыло, тряпка, стул… У зрителя есть возможность рассмотреть интерьер комнаты, который выступает здесь в качестве способа запечатления реальной жизни.
Спустя некоторое время Вера встаёт и идёт в глубь мизансцены, камера панорамирует снизу-вверх, крупность кадра не меняется. В психологической драме Звягинцева построение глубинной мизансцены – одно из главных средств отражения реальности. Наше внимание переключается с предметов на героиню, когда она начинает взаимодействовать с предметами, выполняя простые бытовые действия. Оператор Михаил Кричман увеличивает длительность кадра и предоставляет актрисе возможность прожить сцену в реальном времени. Вера погружена в свои мысли, узнав о возвращении мужа, она не торопится встретиться с ним.
В статье «Эволюция раскадровки в звуковом кино» Базен пишет о возможности нового типа раскадровки «обрести реальное время, реальную длительность события, тогда как классическая раскадровка подменяет реальное время мысленным и абстрактным». Вера идёт в другую комнату, камера панорамирует по горизонтали перемещаясь из пространства одной комнаты в пространство другой, один кадр сменяется другим без использования монтажной склейки. По мнению Базена, сцены, снятые единым планом, позволяют «не дробя мир, раскрыть потаённый смысл вещей и существ в их естественном единстве». В фильме Звягинцева использование последовательного внутрикадрового монтажа отражает не логику авторской мысли, а логику развития событий: Вера знает, куда она идёт, так же, как и зритель, который ждёт разговора Веры с Александром. Героиня переходит в другую комнату, Алекс стоит на переднем плане, камера переводит фокус на его лицо. Так Звягинцев стремится показать на экране «истинную непрерывность реальности».
Эстетическое решение фильма, по словам Базена, должно гармонично сочетаться с реальностью, сохраняя психологическую и социальную правду.
Алекс поворачивается к Вере и спрашивает: «Ты его любишь?». Вера смотрит на него голубыми глазами и опускает глаза вниз на своё голубое платье – она думает о ребёнке, в то время, как муж думает о её любовнике – в разности их мировоззрения заключён основной конфликт фильма. Муж принимает ответ Веры как подтверждение измены и ударяет жену. Мы возвращаемся к высказыванию Базена: «Драматическое событие обладает однозначным смыслом». Поступок Алекса вытекает из простроенных им причинно-следственных связей. Кадр заканчивается падением Веры на пол – верхний ракурс. Такой мизансценой завершается и сам эпизод. Мы видим, что длительность кадра равна длительности эпизода.
Стремление Звягинцева показать реальность такой, какая она есть, очевидно. Поэтому довольно просто провести связь между убеждениями Базена и теми средствами монтажа, которые использует современный режиссёр в своих фильмах.