Каждый четвертый рекламный тендер в России – договорной. К таким выводам пришлаАссоциация коммуникационных агентств России (АКАР), опросив 66 «ведущих агентств страны» (из них 81,8% – локальные и 13,6% – сетевые).
Среди них 30% сталкиваются с фиктивными тендерами постоянно, 50% – иногда, 17% – в единичных случаях и 3% признались, что такие конкурсы объявлялись под них.
Учитывая, что участие в тендере обходится в среднем в 175 тыс руб., потери каждого рекламного агентства от «договорняков» оценивают в 1,5 млн руб. в год.
Фиктивным считается тендер, результат которого предрешен. При этом не всегда его цель — это откат. Иногда закупочная политика обязывает компанию объявлять конкурс, хотя по факту она довольна уже имеющимся партнером.
Какие еще признаки у непрозрачного тендера?
- проведение в слишком сжатые сроки;
- непонятный бриф;
- отсутствие критериев выбора победителя;
- победа в тендере непрофильного агентства.
Больше половины опрошенных компаний считают, нужно ужесточать законодательство в этой сфере. В числе предложений – штрафы за договорные конкурсы, механизм оспаривания результатов и запрет на использование идей проигравшего агентства.
АКАР предлагает следующие меры:
- сообщать руководству клиента о нарушениях в его тендере;
- собирать статистику по фиктивным конкурсам;
- публиковать списки недобросовестных рекламодателей.
По словам участников рынка, они стараются предупреждать друг друга о фиктивных конкурсах. Это осложняется тем, что в чистом виде такого явления «уже не существует». При этом даже если клиент скомпрометировал себя фиктивным тендером, все равно найдутся те, кто будет участвовать в нем.
Опрос АКАР отражает статистику за первое полугодие 2018 года. Объем всего рекламного рынка России за этот же период составил 218−220 млрд руб.