Найти тему
Performance360

Четверть рекламных тендеров в России – фиктивные

Каждый четвертый рекламный тендер в России – договорной. К таким выводам пришлаАссоциация коммуникационных агентств России (АКАР), опросив 66 «ведущих агентств страны» (из них 81,8% – локальные и 13,6% – сетевые).

Среди них 30% сталкиваются с фиктивными тендерами постоянно, 50% – иногда, 17% – в единичных случаях и 3% признались, что такие конкурсы объявлялись под них.

Учитывая, что участие в тендере обходится в среднем в 175 тыс руб., потери каждого рекламного агентства от «договорняков» оценивают в 1,5 млн руб. в год.

Фиктивным считается тендер, результат которого предрешен. При этом не всегда его цель — это откат. Иногда закупочная политика обязывает компанию объявлять конкурс, хотя по факту она довольна уже имеющимся партнером.

Какие еще признаки у непрозрачного тендера?

  • проведение в слишком сжатые сроки;
  • непонятный бриф;
  • отсутствие критериев выбора победителя;
  • победа в тендере непрофильного агентства.

Больше половины опрошенных компаний считают, нужно ужесточать законодательство в этой сфере. В числе предложений – штрафы за договорные конкурсы, механизм оспаривания результатов и запрет на использование идей проигравшего агентства.

АКАР предлагает следующие меры:

  • сообщать руководству клиента о нарушениях в его тендере;
  • собирать статистику по фиктивным конкурсам;
  • публиковать списки недобросовестных рекламодателей.

По словам участников рынка, они стараются предупреждать друг друга о фиктивных конкурсах. Это осложняется тем, что в чистом виде такого явления «уже не существует». При этом даже если клиент скомпрометировал себя фиктивным тендером, все равно найдутся те, кто будет участвовать в нем.

Опрос АКАР отражает статистику за первое полугодие 2018 года. Объем всего рекламного рынка России за этот же период составил 218−220 млрд руб.