Первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях. Ею украшали брамины свои храмы, ею усыпали путь торжественных процессий, ею убирали цари свои покои, ею уплачивали дань и царские подати.
Ее аромат считался в Индии столь приятным, что принцы и принцессы проводили вдоль дорожек своих садов канавки, наполненные розовой водой, чтобы испаряющийся запах розы пропитывал окружающую атмосферу.
О том, откуда появилась на свете роза, в сказаниях этих ничего не говорится; только в индийских пуранах сообщается, что красивейшая на свете женщина Лакшми родилась из распускавшегося бутона розы. Вишну, хранитель вселенной, увидев эту обворожительную красавицу, разбудил ее поцелуем. С этой минуты Лакшми сделалась богиней красоты, а украшавшая ее роза — символом божественной тайны.
Греки также считали розу даром богов, и знаменитая поэтесса Сафо назвала ее царицей цветов. Поэт Анакреон уверял, что роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело богини любви Афродиты (Венеры), когда она во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на ней этот цветок, очарованные боги окропили его нектаром, который и придал ему чудный запах.
Роза сопровождала греков в радостях и в печали. Венки из роз посылали друг другу влюбленные. Венками из роз, перевитых миртами, украшалась невеста. Розами убиралась дверь, ведущая в ее дом, лепестками розы усыпалось брачное ложе. Розами усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и убирали его колесницу.
Греки приписывали этому цветку чудесное свойство сохранять смертные останки от разрушения и думали, что его запах приятен душам умерших. Кроме того, в бутоне розы они видели символ бесконечности, выражавшийся в ее круглой, не имеющей ни начала, ни конца форме.
Из Греции роза была перенесена в Рим и прекрасно прижилась там. Во время республики чудный цветок считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния, а во времена падения Рима— символом порока.
Римские воины надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество. Гирляндами и венками из роз ежегодно убирались могилы умерших. Потребность в розах была так велика, что сады, находившиеся в окрестностях Рима, не были в состоянии удовлетворить спрос, и приходилось привозить цветы из Александрии и Карфагена.
Такое отношение римлян к розе, конечно, не могло не внушить отвращения к ней первых христиан. Но со временем неприязнь к розе смягчилась, и, благодаря своей дивной красоте и приятному запаху, она стала мало-помалу приобретать расположение христиан. Прошло несколько столетий и святые отцы объявили ее райским цветком.
В одной из легенд о кресте Спасителя говорится о моховой розе, которая будто возникла из капель крови Христовой, упавших на находившийся у подножья креста мох. Из божественных капель и выросла чудная красная моховая роза, ярко-кровавый цвет которой должен служить нам вечным напоминанием о пролитой за наши грехи крови.
Начиная со средних веков золотой, усыпанной драгоценными камнями розой папы увековечивали выдающуюся добродетель. В день, именуемый розанное вокресенье, папа благославлял такую розу в присутствии полного собрания кардиналов в церкви св. Петра, окуривал ее фимиамом, окроплял святой водой и посылал ее тому царственному лицу, которое за истекший год оказалось наиболее достойным. Длинные стебли этой розы были сделаны из чистого золота. На лепестках цветка гравировалось имя папы и различные добродетели того лица, которому роза предназначалась. Ее листя сверкали от бесчисленных, изображавших небесную росу, крошечных бриллиантов.
Из христианских стран наибольшей любовью роза пользовалась во Франции. Здесь ее так высоко чтили и ценили, что даже разводить ее позволялось не всякому. И того, кто получал эту привилегию, обязывали ежегодно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения — корзину с розами. Из них готовили розовую воду, которая примешивалась, по обычаю того времени, почти во все праздничные кушанья.
Был в некоторых местностях Франции и обычай выбирать ежегодно короля или королеву роз. Чтобы честь эта досталась действительно наиболее добродетельному, имена претендентов провозглашались сначала с церковной паперти, где каждый мог высказать о них свое мнение и предложить более достойного кандидата.
Любопытный праздник существовал в французском городке Тревизо, во время которого на центральной площади устраивалась крепость, валы и стены которой состояли из драгоценных ковров и шелковых тканей. Знатные девушки города защищали крепость, а знатные юноши осаждали ее. При этом орудиями осады и защиты служили яблоки, миндальные орехи и цветы, главным образом розы, которыми бросали друг в друга, а также струи розовой воды, которой обдавали защитницы крепости осаждавших.
Символом горя стала роза в истории Англии. Она появилась там незадолго до начала кровавой распри между домами Йоркским и ланкастерстким. Очарованные ее красотой, и тот и другой поместили розу в своем гербе, причем первый избрал белую, а второй — алую. Именно поэтому оже-стоженная междоусобмца, которая длилась более 30 лет, вошла в историю как война алой и белой розы.
В Германии розу знали еще во времена язычества. Рвать ее позволялось только в пятницу — день, посвященный царице неба Фригге. В древнегерманских сагах розовый венок служит и предметом вызова на единоборство, и наградой рыцарю, передаваемой ему дамой серца, и знаком, что любовь его, наконец, замечена.
К нам роза попала в XVI столетии. В то время ею наслаждались царский двор и сановники, народ же был с ней совсем незнаком. Украшением садов роза стала лишь при Петре I и особенно при императирице Екатерине П.
Рассказывают, что императрица Екатерина II, прогуливась однажды по саду, заметила великолепную только что распустившуюся розу и, желая поднести ее на следующий день в подарок одному из своих внуков, приказала приставить к ней часового, чтобы никто ее до этого времени не сорвал. Однако, на следующий день она забыла про понравившуюся ей розу, а часовой продолжал стоять.
Современные розы — чайная, бурбонская, ремонтантная со всеми их бесчисленными гибридами появились гораздо позднее. Чайная роза, называемая так за свой дивный запах, была привезена в Европу лишь в начале XIX столетия, причем желтая — в 1824 году из Китая, а розовая — в 1860 году из Ост-Индии. От этих двух видов и получились сотни гибридов чайных роз.