В предыдущей статье я писал о своем знакомстве с Кольским полуостровом этим летом. А именно с рекой Умбой и ощущениями от прохождения первого порога Падун. За этот сплав, который можно назвать знакомством с Гипербореей, было много моментов, о которых стоит рассказать. Одним из таких было откровение знакомства с Канозером.
Канозеро – «озеро в Мурманской области, расположенное на юго-западе Кольского полуострова. Относится к бассейну Белого моря, связывается с ним рекой Умба, на которой, собственно, и располагается.» (если верить википедии).
Мы вышли в озеро на третий день путешествия. Позади было несколько порогов, стоянки, ночевки в тундре. Полное отсутствие цивилизации. Ни одного населенного пункта по пути. Из людей – изредка встречающиеся рыбаки и группы коллег по туризму. К моменту подхода к озеру погода, до этого удивительно теплая для заполярья, пришла в норму – небо заволокли тучи, пошел нудный дождь. Войдя в озеро мы связали катамараны и пошли одной большой связкой на моторе.
Естественное ощущение при выходе с реки на большую воду – восторг. Взгляд, ограниченный до этого берегами реки и цеплявшийся за кривые стволы тундровых деревьев, обретает свободу. Берега озеро виднеются вдали, и это, естественно, не морские просторы, но на контрасте с прошлыми днями – ты чувствуешь себя внезапно оголенным и незащищенным. Словно резко выскочил из дома на городскую площадь. То ты был защищен и невиден со стороны, а вдруг стоишь на всеобщем обозрении в чистом поле.
Погода резко ухудшилась, поднялся ветер, дополнив картину дискомфорта. Отдаляющийся все дальше берег добавил тревоги – раньше ты, если что, легко мог добраться до твердой земли. Сейчас ближайшая земля была на дне. Волны становились все выше и выше, пока не начали заливать по пояс. С неба начал моросить мелкий затяжной дождик. Путешествие превратилось с малокомфортное передвижение по озеру в условиях тотальной сырости, сопряженной со свежестью заполярного лета. Народ позакутывался кто во что горазд, по катамаранам пошли фляжки с согревающим.
Где-то через час пути мы причалили к острову Каменный. На этом острове в 1997 году были обнаружены знаменитые канозерские петроглифы – наскальные рисунки древних людей. Как считают исследователи, первобытные охотники, возвращаясь домой после промысла на Белом море, останавливались на этом острове посреди озера и проводили культовые обряды, благодаря силы природы за удачную охоту. Вероятно, как и во многих других первобытных культах, отношения с природой у древних охотников строились на принципах равновесия и сосуществования. Люди стремились отдавать природе столько же, сколько берут. Любой ресурс, изъятый у природы, должен быть компенсирован. Возможно, именно для этого люди совершали какие-либо обряды (жертвоприношения?) на этом острове.
В настоящее время над скальной породой, выступающей из земли в центре острова, установили стеклянный купол. Он защищает петроглифы от воздействия внешней среды. Рядом с куполом живет смотритель, защищающий петроглифы от воздействия человеческой среды.
Рисунки, в своей массе, стилизованы, на них с трудом можно разобрать сцены охоты на оленей, китов. Вау эффекта они не производят, как, например, пирамиды. Однако, прикоснувшись рукой к древней скале, чувство приобщения к древности я испытал в полном объеме. В голове зародился странный звук - словно рокот первобытных бубнов. Перед глазами пронеслись сцены, изображенные на петроглифах. Охотник метает копье в мчащегося на него оленя. Человек с лодки кидает гарпун. И потом я увидел людей, царапающих камнями на скале послание потомкам. Для чего они это делали? Быть может для того, что бы рассказать вселенной о своих достижениях? Или зафиксировать то, за что они благодарны природе и в честь чего будут совершать обряд?
Можно бесконечно выдвигать версии –все они будут лишь фантазиями. Истинных причин нам не узнать никогда.
После посещения музея мы снова садимся на катамараны и отправляемся дальше. Еще два часа сырости и холода – и мы причаливаем на красивейшую стоянку. Песочный пляж, которому позавидует любой морской. Шикарный вид на величественные Хибины, возвышающиеся в дали над Канозером. Лучшего завершения этого отрезка сплава и придумать не возможно. И, наверное, именно после петроглифов - безумно здорово размышлять о вечном, наслаждаясь этим сказочным видом древнего северного края.