Сегодня утром, собираясь на работу в школу, прочитала кричащий пост в Инстаграм Максима Галкина, в котором он пишет:
В моём понимании есть два важных аспекта, которые могут снизить вероятность повторения таких трагедий. Первое это разработка методичек для преподавателей (и я думаю, можно взять то, что уже, наверняка, есть на Западе с их опытом), в которых будут чёткие инструкции и советы, как распознавать подростков, склонных к насилию. Фразы: «я вас всех убью», или «постреляю по живым мишеням», суицидальная и агрессивная риторика в пабликах, интерес к оружию - всё это должно замечаться учителями и к таким ученикам нужен особый подход.
В комментариях к этому посту аудитория разделилась на две группы. Одни поддерживают Максима Александровича. Другие пишут следующее: «Хватит уже везде упоминать школу и всё перекладывать на преподавателей! Все идёт из семьи! Гены и воспитание родителями методичкой не переделать!»
Вот и возникают извечные вопросы:
Кто виноват? И что делать?
Произошла страшная трагедия, погибли люди. Жизнь двадцати человек прервалась, а что может быть ценнее жизни? Жизнь, как общечеловеческая ценность, закреплена во всех конституциях мира. «Не убий» - гласит христианская заповедь. Общечеловеческими ценностями, вечными ценностями являются: семья, свобода, истина, мир, дружба и многие другие. Человек в процессе социализации знакомится с этими категориями.
До XX века доминировало религиозное мировоззрение, и церковь объясняла «что такое хорошо и что такое плохо». Убийство – грех! Без вариантов! Помогать бедным, старым и больным – хорошо.
XX век принес в ряд стран, в том числе и в Россию, атеизм. Роль генератора моральных ценностей на себя берёт государство. Государство пишет законы, и там убийство карается лишением свободы. Коммунистическая партия берёт на себя функцию формирования новой личности – строителя коммунизма. Октябрёнок, пионер, комсомолец, коммунист – этапы становления личности. Школа и молодёжные организации контролируют морально-нравственное воспитание.
А кто сейчас формирует систему ценностей подростка?
Где ему взять ориентиры и примеры поведения? Любой учебник по психологии скажет, что среда формирует личность. Кто окружает молодого человека?
- Телевидение и СМИ
Что уж греха таить, но серьёзные аналитические, просвещенческие издания и каналы, среди молодёжи мало востребованы. Федеральный канал ОРТ в прайм-тайм предлагает в сотый раз посмотреть историю развода Армена Джигарханяна, миллионный раз обсудить детали ночи с Дианой Шурыгиной, ещё раз поразмышлять о жизни Марии Максаковой, жив её муж или нет. В лучшем случае передачи носят развлекательный характер. Казалось бы, милейшая передача «Лучше всех», какие забавные малыши, но если задуматься глубже, то какие ценности она формирует? Будь как Вася, который в 4 года знает названия всех стран? Для меня это спорное умение и уж точно не ценность.
- Интернет
Знаменитому швейцарскому алхимику, врачу, философу Парацельсу приписывают фразу: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Так и интернет. Он может помочь получить дистанционно образование, упростить общение, может в одну секунду найти любую информацию, он сделает доступным любую библиотеку мира, виртуальная экскурсия позволит посетить знаменитые музеи и увидеть мировые шедевры. Пользуются ли молодые люди образовательными возможностями интернета? Кто-то, безусловно, пользуется, не думаю, что их большинство, а искусство обладает воспитательной функцией, оно помогает формировать мировоззрение и ценности. Но большинство молодых людей сидят в социальных сетях, обмениваются одинаковыми фотками, мемасиками, пишут односложные реплики-сообщения и это самый безобидный вариант. Хуже, когда состоят в деструктивных группах, смотрят 18+ и т.д.
- Школа
Максим Александрович предлагает снабдить учителей методичками. Не знаю, как мне может помочь методичка. Школа, живущая наполненной жизнью, школа, выстроившая доверительные отношения ученик-родитель-учитель, не нуждается ни в какой методичке, ибо там, уверена, будут созданы условия для формирования понимания ценности дружбы, труда, учебы, семьи, Родины и т.д. А в школе, в которой человек человеку – волк, никакая методичка не поможет.
-Семья
На уроке обществознания пятиклассник во время выполнения задания задал вопрос: «Тут написано слово «сердечность», я не понимаю, что это такое, объясните». Мне стало грустно, потому что задал его ребёнок, который по моим наблюдениям крайне эгоцентричен, видит и слышит только себя. В связи с этим услышать этот вопрос именно от него было не удивительно. И тут я спрашиваю себя: до двенадцати лет кто должен был объяснить ему что такое «сердечность», родители или школа? Мне кажется, что семья. Именно там впервые ребёнок должен увидеть эту самую сердечность между мамой и папой, между внуком и бабушкой.
Сейчас родители заняты зарабатыванием денег. Кто-то, чтобы свести концы с концами, кто-то, чтобы их стало еще больше. Времени на простой разговор с ребёнком иногда нет, а порой все так устали, что и сил на этот разговор не остаётся. Бывает, что ребята просят просто поговорить, вместо объяснения темы урока по программе. У них потребность задать вопросы и услышать на них ответы взрослых. Великое счастье, если такая доверительная атмосфера между родителем и ребенком. Прекрасно, если в школе есть взрослый авторитетный учитель-наставник, который выслушает и подскажет. Хорошо, если компания друзей позитивная. А если вместо всего этого вакуум? Потребность в общении есть, а с кем пообщаться нет? Когда другом становится компьютер, местом самореализации – игра «ходилки-стрелялки», где ты – герой! Выскочил из-за угла, стрельнул, убил. В тебя стрельнули, убили, но у тебя еще пять жизней! Встал и побежал дальше стрелять. Но жизнь – это не компьютерная игра. Запасной жизни нет. Трагедия в Керчи тому подтверждение.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.