Воплощённый саспенс. Витающий дух Тарантино. Нелинейная концепция с тучей флэшбэков. Сюжет — воплощение «золотых» 60-ых, которым на пятки стремительно наступают 70-ые, готовящие Новому свету радикальные перемены, к которым отнюдь не каждый будет готов. Сейчас же Никсон, ярый радикал, — вещает на голубом экране о невозможности прекращения огня во Вьетнаме. Он ещё не знает, что войдет в историю как единственный американский президент, досрочно покинувший свой пост. Впереди «Уотергейтский скандал», впереди колоссальные изменения жизненного и политического укладов.
Синопсис до боли знаком зрителю: разношерстная компания собирается в неком полузаброшенном отеле «on a dark desert highway», как говорится, а потом начинается экшн. И вся эта «банда» ничуть не уступает в колорите и выразительность героям Тарантино: Дакоту Джонсон и Джеффа Бриджеса дополняют молодой сын Билла Пуллмана («День независимости», «Космические яйца», «Шоссе в никуда») — Льюис, дебютирует в большом полнометражном кино новоявленная звезда Бродвея — Синтия Эриво, обладательница престижной премии «Тони», которая в картине отвечает за музыкальную составляющую, её сольные выступления, которые российские киношники, сподобились не переводить — как они нередко поступают, — яркое пятно в довольно вялом ходе повествования. Соул-саундтреки в «лайф»-исполнении — это вообще отдельная тема. «Ничего хорошего» подобен айсбергу — на поверхности, в том же трейлере, обозначены основные моменты, идея, концепция, а при просмотре вырисовываются страшные подробности, накал страстей. Ностальгий на пару с паранойей = успех. Кто-то, как, например Мэт Донато — американский кинокритик, скажет, что «Эль Рояль» — это «Лайт-версия Тарантино». Может и так. Но стоит на время забыть о фильме-предшественнике и подумать, что если бы Дрю Годдард (автор наделавшего шума слэшера «Хижина в лесу»; «Эль рояль» — всего-то второй фильм Годдарда как режиссёра) был «первым», то мы бы его боготворили как автора лучшего камерного триллера XXI века. А быть вторым после лучшего незазорно и не постыдно.
Зрителю предоставлена возможность посмаковать камерное кино, которое камерно лишь формально, с внешней стороны, но де-факто давно вырвалось за рамки замкнутого пространства. Аллюзии: граница штатов, пролегающая прямо по территории «Эль рояля», являющаяся его основной «фишкой» — жить в Калифорнии или в Неваде — постояльцы делают свой выбор после «зажигательного» выступления администратора, и границы времен, эпох, которые сменяют друг друга где-то там, за закрытыми дверями лобби. Что скрывает ночь, что скрывает отель — нам предстоит в этом разобраться, благо у нас впереди целых два с половиной часа увлекательнейшего зрелища. Линии, которые, казалось, окончательно запутались, к финалу развяжутся и сойдутся воедино. Отель, где происходит, собственно, действие, становится ещё одним героем, о котором действительно можно подумать «this could be heaven or this could be hell» — пустынное, некогда процветающее место а-ля «Гранд Будапешт», но наполненное зеркалами Гезелла, контролирующееся неизвестными недоброжелателями: то ли извращенцами, то ли сильными мира сего.
Герои раскрыты. Полностью. За счёт уже упомянутых флэшбэков, пусть довольно кратких и беглых, но тем не менее — они позволяют избегать досужих домыслов и позволяют зрителю даже не читать аннотацию. В том числе — по ходу просмотра. И такое бывает. То и дело кажется, что действующие лица совершают удивительно хаотичные и иррациональные поступки, однако чем дальше в лес, тем толще партизаны — к концу картины все вопросы с повестки дня снимаются — Дрю Годдарду удалось добиться такого результата, что зритель, покидая зал, чувствует полное удовлетворение, ему не приходится что-то додумывать, над чем-то гадать — он лишь может усмехнувшись заметить, что «заранее знал, кто останется в живых». Признаюсь, это было вполне реально — Курс Рассел… а нет, это же герой «Восьмерки», — Джеф Бриджес, до боли похожий на своего киношного «прототипа», — такой себе Мартин Брест — герой Томаса Яна — больной, страдающий от Альцгеймера, пусть даже и вор, но ловящий потоки сострадания, и было бы несправедливо, если бы такой персонаж не дожил до финала.
Дакота Джонсон, Анастейша из «50 оттенков», откровенно неудачная актриса — (обладательница анти-«Оскара» — «Золотой малины» 2016-го года как худшая исполнительница главной роли) здесь полностью перезагрузила свою карьеру. И если уж Дженнифер Джейсон Ли смогла заработать номинацию на «Оскар» за роль Дейзи в «Омерзительной восьмерке», то и Джонсон имеет на то полное право, и будет обидно, если американская киноакадемия обойдет стороной столь значимую в её карьере картину.
Крис Хемсворт, на образе голого торса которого строился весь промоушен, будто бы говорит всем своим видом: «You can check out any time you like , but you can never leave», однако всё не так просто и герои совсем не те, кем кажутся — они не готовы мириться с, казалось бы, отчаянным и безвыходным положением — в этом весь «Эль Рояль». И господин «лидер культа» , которым пугают в аннотации, вряд ли сможет им помешать…
Надо ли упомянуть, что хронометраж немного утомляет — экшн не может тянуться вечно, как и весь этот катарсис, — зрителю приходится смириться с тем, что с этой затянутостью ничего сделать не получится. Превзошли ли режиссёрские амбиции Годдарда его возможности — вопрос. Вышло довольно элегантно и стильно. То, что началось с лёгких расистских шуточек, закончилось образцовой перестрелкой. Как и должно было быть. Картина стоит вашего внимания и ваших денег настолько, насколько стоят свеч старания его автора. Симбиотический микс Тарантино, Коэнов, Ноя Хоули, Бена Уитли и ещё Бог знает кого — это на редкость занимательно.
Ранее мы рассказывали о новом творении американского режиссёра Джона Кэмерона Митчелла.
Читать на сайте ИА "CBS MEDIA".