Найти тему
ТАСС

Почему Алина Загитова продолжит побеждать

© Валерий Шарифулин/ТАСС
© Валерий Шарифулин/ТАСС

Новый сезон Гран-при по фигурному катанию стартует 19 октября в американском Эверетте (штат Вашингтон). 

Евгения Медведева и Алина Загитова на Играх-2018© Валерий Шарифулин/ТАСС
Евгения Медведева и Алина Загитова на Играх-2018© Валерий Шарифулин/ТАСС

Загитова больше не сдвигает все прыжки в конец программы. Ей это и не нужно

C момента завершения Игр в Южной Корее (между Олимпиадой и чемпионатом мира в Милане прошло меньше месяца) Загитова выросла на целых семь сантиметров. Серьезные физиологические изменения не могли не сказаться на прыжковом контенте — недаром два из трех падений Загитовой на чемпионате мира произошли во время сложного тройного лутца. И сразу же начались разговоры о взрослении, дисбалансе и скорой потере "дорогих" прыжков. Перспективы олимпийской чемпионки в новом сезоне казались туманными.

Вообще спад у фигуристок после Олимпиады — дело привычное. Что-то похожее можно было наблюдать у знаменитых южнокореянки Ким Ён А, японки Мао Асады, американки Мишель Кван, россиянок Аделины Сотниковой и Юлии Липницкой. И если бы Загитовой (в мае ей исполнилось 16) после феноменального сезона-2017/18 потребовался отдых, в этом не было бы ничего зазорного.

Предпосылок к снижению результатов Загитовой подкинул и традиционно лояльный к России Международный союз конькобежцев (ISU). Еще во время Олимпиады фигуристы и главы федераций со всего света (активнее остальных выступали канадцы и японцы — наши основные конкуренты) в один голос трубили о том, что надбавки за прыжки во второй части программы — это не совсем честно. Посмотрите, дескать, на Загитову, в первой части выступлений она совсем не прыгает, из-за чего зрителю попросту становится неинтересно смотреть на такие прокаты.

И хочется вставить тут что-нибудь каверзное (к примеру, когда американка Эшли Вагнер, рьянее остальных критиковавшая Загитову, в последний раз брала золото крупного первенства?), да не получается. Со спортивной точки зрения к россиянке не может быть никаких претензий. Ведь исполнять каскад прыжков тройной лутц + тройной риттбергер (третий самый "дорогой" элемент в современном женском катании за исключением четверного лутца) в завершение и без того тяжелейшей произвольной программы — это еще поди попробуй. Однако зрелищность программ из-за этого действительно страдает, так как первые пару минут россиянка не исполняет никаких прыжковых элементов.

Федерации фигурного катания Канады и Японии внесли на рассмотрение июньского конгресса ISU свои предложения относительно реформирования надбавок за поздние прыжки. Канадцы предлагали вовсе убрать надбавки, а японцы — "плюсовать" (то бишь умножать их базовую стоимость на 1,1) лишь три последних прыжка в произвольной и один — в короткой программах. Компромиссное предложение японцев было принято единогласно. Тренер Загитовой Этери Тутберидзе в ярости, но для зрителей так действительно будет лучше.

В противовес урезанию надбавок ISU расширил шкалу дополнительных оценок за качество исполнения элементов (в протоколах она именуется аббревиатурой GOE), а также немного снизил базовую стоимость тройных (за исключением флипа) и четверных прыжков. Ранее фигурист за плохое, по мнению судей, исполнение какого-либо элемента, будь то вращения и прыжки, мог получить до минус трех баллов от его базовой стоимости, а за хорошее — до плюс трех. Теперь шкала варьируется от минус пяти до плюс пяти, что одновременно хорошо и плохо.

Хорошо — потому что теперь фигуристы будут больше думать о том, как бы чисто откатать программу. В олимпийском сезоне, особенно в мужском катании, спортсмены заявляли трудные прыжковые элементы, базовая стоимость которых даже с учетом минус трех баллов в графе GOE была выше, чем идеально исполненные более простые. Спортсмены докручивали прыжки в воздухе, но приземлялись прямиком на пятую точку, и при этом получали весьма высокие баллы. Зрителям, понятное дело, такое "катание" опротивело, да и спортивной составляющей в падениях на льду под музыку немного.

Алина Загитова (в центре) и ее тренеры Этери Тутберидзе (справа) и Даниил Глейхенгауз (слева)© Валерий Шарифулин/ТАСС
Алина Загитова (в центре) и ее тренеры Этери Тутберидзе (справа) и Даниил Глейхенгауз (слева)© Валерий Шарифулин/ТАСС

А плохое — открывается широчайший простор для вытягивания баллов особо полюбившихся судьям фигуристов (это когда показатели GOE неоправданно высоки за элемент, который, к примеру, был выполнен далеко не идеально. Тогда GOE превращаются в часто употребляемое слово "грибы"). Объективность судейства может серьезно пострадать.

Как все эти изменения скажутся на Загитовой? Скорее всего, совершенно никак. Да, в новых программах пришлось отказаться от поздних прыжков (теперь их три в произвольной программе вместо семи и один вместо трех — в короткой), однако высочайшая базовая стоимость контента вкупе с расширенным коэффициентом сложности сполна компенсируют эту потерю.

Техника Алины никуда не делась

Немаловажным фактором успеха Загитовой в новом сезоне станет безупречно чистое катание — главный атрибут российской примы (помимо сложности программ, само собой). Свою новую короткую программу под музыку "Призрак Оперы" спортсменка уже дважды представила на предсезонных стартах, произвольную под "Кармен" — трижды. На контрольных прокатах сборной России в сентябре получилось не очень (на то они и контрольные), она допустила несколько падений, чем еще больше укоренила в сознании скептиков домыслы о приближающемся спаде ввиду возрастных изменений.

А дальше был "Небельхорн Трофи" в немецком Оберстдорфе, после которого разговоры про пубертатный период как-то разом поутихли. На том турнире Загитова впервые в сезоне показала программы в платьях, в которых будет кататься на Гран-при, и вот какие выводы можно сделать из ее выступления в Германии.

Загитова ни капли не потеряла в технике. Ее короткая программа включает все тот же набор прыжков, за который публика в Пхёнчхане аплодировала ей стоя, — каскад тройной лутц + тройной риттбергер (два самых сложных тройных прыжка, помимо чрезвычайно редко встречающегося у девушек тройного акселя). Также в программу входят двойной аксель и тройной флип, который идет последним и к которому применяют коэффициент 1,1. 

Произвольная же программа Загитовой претерпела изменения, но отнюдь не в худшую сторону — она стала еще тяжелее. "Олимпийский" каскад из двойного акселя и тройного тулупа был заменен на более "дорогой" тройной лутц + тройной тулуп, на месте вращения четвертого уровня и сложные комбинации тройных лутца и риттбергера и тройной флип + двойной тулуп + двойной риттбергер, а также тройной флип (последние три элемента идут последними и получают надбавки).

Единственное — канул в небытие тройной лутц, с которым у россиянки были проблемы еще в прошлом сезоне. Немудрено, ведь лутц — действительно очень сложный прыжок. Его уникальность заключается в тяжелейшем с физической точки зрения отталкивании от льда с внешнего ребра левой ноги. Нагрузка на голень и голеностопный сустав невообразимая. Однако не исключено, что ближе к концу сезона одиночный тройной лутц все же появится в программе Загитовой. Во время показательных выступлений в Оберстдорфе Алина попробовала исполнить лутц после заезда со спирали "Шарлотта", но в момент отталкивания решила не рисковать и прыжок пропустила — позднее во время гала-церемонии она все же выполнит данный элемент, но осадочек, как говорится, остался.

Алина Загитова с подаренной ей собакой породы акита-ину© Сергей Савостьянов/ТАСС
Алина Загитова с подаренной ей собакой породы акита-ину© Сергей Савостьянов/ТАСС

Россиянка смогла справиться с "новым" телом

Базовая стоимость новой короткой программы Загитовой составляет 33,23 балла, что лишь на 1,74 очка меньше олимпийского сезона. Однако нельзя забывать про то, что на Олимпиаде все еще действовала система надбавок за все прыжки в конце программы, и итоговая стоимость технических элементов без учета GOE считалась вместе с надбавками. Если исключить этот момент, то базовая стоимость программ россиянки не изменилась.

Базовая стоимость новой произвольной программы Алины — 64,94 (меньше, чем в прошлом сезоне, всего на 1,07 балла). Это одни из сложнейших программ по начальной стоимости технических элементов в новом сезоне. В Оберстдорфе россиянка за произвольный прокат суммарно получила за технику даже больше, чем на Олимпиаде (83,54 против 81,62), установила сразу три мировых рекорда (из-за изменений в правилах ISU обнулил все предыдущие рекорды, сделав их "историческими") и не дотянула до "исторического" достижения Медведевой по сумме прокатов меньше трех баллов. Меньше чем через неделю она представит произвольную программу на гала-турнире в Японии, где произведет самый настоящий фурор и на радость благодарной местной публике побьет собственный же рекорд, однако турнир этот ISU не учитывает, поэтому баллы из Японии ратифицированы не будут.

Но самое главное, что Загитова не допускает ошибок и при этом катается в удовольствие. Она чувствует новые программы и смотрится в них максимально гармонично, не выбиваясь из такта. Нежное катание под "Призрак Оперы" сменяет игривая "Кармен" — не та, что была у Катарины Витт и Татьяны Навки, а какая-то по-своему уникальная. Вероятно, Алине все же удалось справиться с возрастными переменами в себе, а это значит, что Королева Льда продолжит радовать нас как минимум в грядущем сезоне.

"Я рад, что после тяжелого олимпийского сезона, после неудачи на чемпионате мира в Милане Алина прогрессирует от старта к старту, — прокоментировал для ТАСС выступления Загитовой на предсезонках глава Федерации фигурного катания на коньках России Александр Горшков. — Она показала очень хорошее катание на соревнованиях в Оберстдорфе, вот уже второй старт подряд она снова прогрессирует. Надеюсь, что эта тенденция продолжится. Алина просто молодец".

Есть ли у Загитовой конкурентки?

Откровенно говоря, нет. Реальный претендент на все престижнейшие награды в сезоне лишь один — Загитова. У нее сложнейшая программа, она не привыкла падать, а статус олимпийской чемпионки положительно повлияет на вторую оценку — за так называемые компоненты (крайне субъективная графа, в которой судьи оценивают базовую технику катания, связующие элементы, красоту проката, композицию и интерпретацию музыки. Четких критериев при оценке компонентов не существует, арбитры ставят баллы от 0 до 10 на основании параметров "нравится/не нравится"). И хоть на первых стартах судьи оценивали компоненты олимпийской чемпионки чуть ниже, чем в Пхёнчхане, но будьте уверены — Алину судьи обижать не будут. Нужно лишь накатать программы до автоматизма, и рекордные баллы пойдут как из рога изобилия.

Но безраздельное доминирование будет лишь на двух этапах Гран-при (Алина заявлена на этапы в Финляндии — 2–4 ноября и России — 16–18 ноября), в финале турнира (пройдет с 5 по 9 декабря в Ванкувере, и Загитова, без сомнения, туда попадет), на чемпионатах мира (18–24 марта 2019 года) и Европы (21–27 января 2019-го). На остальных этапах Гран-при блистать будут другие фигуристки.

К примеру, 16-летняя японка Рика Кихира. Для нее грядущий сезон станет первым на взрослом уровне, но уже сейчас ее называют оппонентом Загитовой и основной претенденткой на титул главной "попрыгушки" в женском катании, который пока что принадлежит россиянке. Все дело в ее уникальной прыжковой технике — несмотря на нежный возраст, Кихира является одной из двух фигуристок, исполняющих на соревнованиях тройной аксель, с которым даже у некоторых не последних по уровню мужчин-фигуристов бывают проблемы, а в произвольной программе она и вовсе впереди планеты всей — выкручивает два тройных акселя, один из которых идет в каскаде с тройным тулупом.

НА ЭТУ ТЕМУ

Японка представила данный каскад на первом для себя взрослом турнире "Онжей Непела Трофи" в конце сентября и получила за него надбавку по GOE в 2,24 балла. Эта комбинация прыжков сейчас является самой ценной у женщин (базовая стоимость — заоблачные 12,20 балла), превосходство над загитовским лутц + риттбергер составляет более двух баллов. Но это еще не все. Кихира на данный момент является единственной девушкой, чья короткая и произвольная программы превосходят по базовой стоимости программы российской чемпионки.

Техническая база ее короткого проката оценивается в 36,50 балла (напомним, у Загитовой — 33,23), произвольной — 68,35 (64,94 — у россиянки). Все дело в этом самом тройном акселе — сложнейшем среди тройных прыжков и одном из самых сложных вообще. Он уникален тем, что прыгается не спиной, как все остальные, а лицом, из-за чего фигурист вынужден совершать дополнительную половину оборота для успешного приземления. Но не спешите, как говорится, нас хоронить.

Во-первых, Кихира практически никогда не катается чисто. Этот грешок водился за ней еще на юниорском уровне, где японка выкручивала сложнейшие, казалось бы, прыжки, но так и не смогла завоевать хоть что-нибудь значимое. На "Непела Трофи" Кихира упала дважды — с тройного акселя в короткой и тройного сальхова — в произвольной программах, получив по сумме прокатов на 20 с лишним баллов меньше Загитовой. Во-вторых, ее пока что не знают судьи, что существенно занижает оценки японки за компоненты, но в случае чистого проката… Впрочем, опять же, до этого дойдет едва ли.

Крайне интригующе провела предсезонные старты воспитанница Алексея Мишина россиянка Елизавета Туктамышева — вторая после Кихиры умелица исполнить тройной аксель, что также делает ее короткую программу чуть-чуть ценнее Загитовой (35,49). Помимо тройного акселя ее программа включает в себя одиночный тройной лутц (второй по сложности тройной прыжок, Кихира тоже его делает), от которого Алина в этом сезоне отказалась. "Бабушка" фигурного катания (именно так себя именует 21-летняя Туктамышева) выиграла все предсезонные турниры, в которых участвовала, однако о противостоянии с Загитовой, к примеру, в Финале Гран-при, на чемпионатах мира и Европы речи не идет.

Евгения Медведева© Сергей Бобылев/ТАСС
Евгения Медведева© Сергей Бобылев/ТАСС

Медведева — вне Финала Гран-при. Такое возможно?

Традиционно хороша опытная уже 20-летняя японка Сатоко Мияхара. В блеске Загитовой на "Небельхорн Трофи" как-то померкла 18-летняя бельгийка Луна Хендрикс, а ведь ей тоже есть что показать. 20-летняя американка Брэди Тэннелл освоила тройной лутц + тройной риттбергер и явно попьет немало крови у соперниц — всех трех фигуристок мы сможем увидеть в деле уже на этапе Гран-при в США. А ведь есть же еще великая 31-летняя итальянка Каролина Костнер, вчерашние юниорки россиянки 15-летняя Дарья Паненкова и 16-летняя Софья Самодурова.

Но тяжелее всех придется Медведевой. По инерции болельщики записывают ее — двукратную чемпионку мира и Европы — в список фаворитов сезона, но на этот раз не стоит. Весной Евгения рассталась с Тутберидзе (рассталась, прямо скажем, нехорошо) и перешла к канадскому тренеру Брайану Орсеру, в группе которого занимается живая легенда мужского катания японец Юдзуру Ханю. Данный шаг должен был помочь 18-летней россиянке полноценно избавиться от последствий травмы ноги и вдохнуть новую жизнь в ее катание.

И если верить словам фигуристки, это сотрудничество уже приносит плоды. Но это пока только на словах. Перед стартом сезона россиянка выступила лишь на одном турнире помимо контрольных прокатов — сентябрьской "Осенней классике" в Канаде, и выступление у нее не задалось. Новые программы — более зрелые по сравнению с предыдущими годами (сама спортсменка признавалась, что впервые в карьере ей доверили самой выбрать музыку к прокатам), однако же не включают в себя никаких технических новшеств, благодаря которым можно обыграть Загитову, Кихиру (с японкой Медведева, кстати, встретится по ходу сезона — на этапе Гран-при Франции 23–25 ноября) или же Туктамышеву (с ней Евгения поборется на втором в сезоне этапе Гран-при в Канаде 26–28 октября).

Более того, эти программы (короткая — на музыку Orange Colored Sky, произвольная — под Mumuki и Libertango) пока Медведевой совершенно не даются. Короткая программа была исполнена россиянкой чисто, хоть и не без огрехов (с кем не бывает, это первый старт сезона), но в произвольной Медведева упала с тройного риттбергера и впервые в карьере проиграла фигуристке не из России. Первенствовала на "Осенней классике" та самая Брэди Тэннелл.

У Евгении очень серьезные соперницы по ходу сезона, и шансы на победу небольшие. Велик риск, что россиянка будет отбираться в Финал Гран-при по остаточному принципу, напрямую туда попадут лишь фигуристки, имеющие хотя бы одно золото и одно призовое место на этапах серии. Казалось бы, как такое возможно? Но в фигурном катании возможно все.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить ничего интересного