Начинаем серию статей о том, как развивалось часовое дело: от самых первых примитивных устройств для измерения времени, до сложнейших механизмов наших дней
Астролябия, репетир, турбийон – сложные функции, которые еще недавно были нам неизвестны. Для нас обыденны слова “механическое шоу”, “информация с циферблатов индикации”, “запас хода механизма”. Но до нашего века, в котором использование наручных часов бьет все исторические рейтинги, а информация о модификациях доступна в пару кликов, часовые мастера в отсутствие всяких условий проделали огромную работу, изучая новые свойства материалов и проектируя соединения деталей.
За историю своего существования часы уменьшились от башенных до наручных и усовершенствовались от солнечных до атомных. Часовые бренды и независимые мастера все время находят новые решения для улучшения часов, без которых невозможно представить нашу жизнь.
На этой ноте открываем цикл статей “Развитие часовых механизмов”. Сегодня мы отправимся в прошлое, если быть точнее, в древний мир – 1500 год до нашей эры.
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
В древнем мире жители разных континентов делили сутки на временные промежутки. Солнечный свет был идеальным ориентиром для определения времени, и по нему абсолютно точно можно было разделить сутки как минимум на два отрезка – день и ночь.
В жарких странах, где тень была спасением, обратили внимание на то, что днем она имела разную длину, да еще и меняла свое направление, гуляя по окружности. Именно тогда начали замерять время “в локтях” (в прямом смысле) – ориентир измерения длины тени. Договоренность о будущей встрече звучала так: “Встречаемся сегодня в пять локтей”.
Наблюдение за игрой солнца и тени положило начало развитию науки под названием “гномоника”, а древнейший предмет, от которого падала тень, носит название “гномон”. По сути первые солнечные часы – это гномон и разметка, по которой перемещалась тень.
В процессе использования геометрические данные самого гномона и индикации были усовершенствованы до такой степени, что по ним можно было определить не только часы дневного времени суток, но и сезон, месяц.
Круглый год из века в век во многих культурах существовали солнечные часы с вечным календарем. Бытует мнение, что многие мегалитические сооружения, в том числе пирамиды, служили в этих целях. Но у солнечных часов был большой недостаток – их невозможно использовать ночью и в пасмурную погоду. Что и привело к смелым и абсолютно новым идеям. Появились огненные, песочные и водяные часы.
ОГНЕННЫЕ ЧАСЫ
Огненные часы представляли собой восковые свечи, палочки или шнуры, сгорающие за определенное время до условной черты. Зачастую на разные участки их длины прикрепляли груз, который в момент перегорания на определенном участке падал и, ударяясь о металлическую основу – поднос или тарелку, своим звуком информировал о прошедшем отрезке времени.
Сегодня мы можем приобрести такие часы в магазине в виде ароматных палочек, которые имеют конкретное время полного прогорания, или в виде обычной свечи, поделив ее на равномерные отрезки.
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
Песочные часы – до сих пор спутники нашего времени. В современной жизни их можно встретить чаще всего в медицине, где песочные часы используют для замера времени лечебных процедур.
Принцип песочных часов известен многим – в корпусе, напоминающем две соединенные вершины пирамиды, находится порция песка, который пересыпается из одного сосуда в другой, таким образом отмеряя промежуток времени. Как только песок пересыпается, часы переворачивают, и процесс повторяется. Размер сосуда и количество песка определяли время, которое эти часы засекают.
Отметим, что песочные часы вошли в обиход только после изобретения и распространения прозрачного стекла. Хотя в Древнем Египте находили свидетельства попыток создать песочные часы из яичной скорлупы.
ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ
Водяные часы – клепсидра – по своему принципу похожи на песочные. Это сосуд с водой, имеющий в своем основании отверстие, через которое она убывает, а по пустому пространству можно определить время.
Представим мерный стакан, из которого вытекает вода, и при помощи рисок и остатка определяем, сколько времени прошло. Форма сосуда и размер отверстия рассчитаны таким образом, чтобы разница количества воды и давления не влияла на скорость убывания воды из сосуда.
Из интересных фактов можно отметить, что появлению клепсидр предшествовало изобретение первого торгового аппарата (водного!). На главных площадях городов Ближнего Востока стоял кувшин с водой, попить из которого можно было, бросив в него монетку. Монетка падала, давила своим весом на рычаг, последний проваливался на время, толкая помпу, которая изнутри кувшина открывала доступ воды в носик. Стоит отметить, что желание зарабатывать на продаже воды из кувшина все-таки было первичнее желания изобрести механизм.
Однако и клепсидру оснастили колесами, чтобы усовершенствовать механизм. Сначала из одного сосуда вытекала вода в другой, в котором находился поплавок с указателем, и по мере наполнения водой этот указатель поднимался, указывая на временную шкалу (подобный механизм по сей день используется в сантехнических конструкциях), одновременно вода вытекала из второго сосуда на лопасти колеса, которое входило в сцепление с колесной парой. Вращаясь, колесная пара превращала индикацию времени в полноценный механический театр.
Песочные, водяные и огненные часы зарекомендовали себя как приборы времени, в особенности в ночное время суток. А также неплохо выполняли задачи, поставленные астрономами, которые не имели возможности продолжать изучение небесных тел без часов.
В итоге настал момент, когда модификации часов, работающих с помощью природных явлений, зашли в тупик, и единственным решением этой проблемы было изобретение полностью механических часов, результат которых зависел не от законов природы, а от владения мастерством.
Об этих этапах развития мы поговорим в следующей статье.
Текст: Денис Гавриков, часовой мастер, преподаватель в «Первой часовой школе»