Найти в Дзене
Отдых.today

ПОЧЕМУ НАЧАЛАСЬ СТРЕЛЬБА В КЕРЧИ

Оглавление

Зачем подростки идут на массовые убийства, при чем тут «Колумбайн» и как распознать возможного агрессора.

В 2018 году в России произошли три несвязанных между собой нападения на учебные заведения — в январе в Перми и Бурятии ученики устроили резню, а 17 октября в политехническом колледже Керчи Влад Росляков расстрелял десятки студентов и педагогов. Трагедии стали темой для обсуждения в СМИ, профильных министерствах и на кухнях. ЕТВ подробно рассказывал, как обстоят дела с безопасностью в российских школах и почему от резни не застрахована ни одна из них. На этот раз мы обратимся к тому, что сидит чуть глубже — комплексам, пассивной агрессии и страху.

ЕТВ публикует колонку практикующего психолога и преподавателя УрФУ Рустама Муслумова, где он подробно рассказывает, почему пермская резня могла спровоцировать бурятскую, из-за чего подростки берутся за оружие, какое поведение должно вызывать тревогу и что с этим делать.

Рустам Муслумов: «Научите ребенка менять эмоциональное состояние»
Рустам Муслумов: «Научите ребенка менять эмоциональное состояние»

Почему подростки нападают на других подростков

— На мой взгляд, жестокие нападения связаны с несколькими факторами:

Первое: в действиях подростков явно прослеживается демонстративность — они хотят прославиться или кому-то что-то доказать. Ведущая деятельность в подростковом возрасте — общение со сверстниками, основное место самоутверждения — школа, поэтому преступления происходили именно там.

Второе: намерение, которое скрывается под поведением нападавших, можно условно описать как стремление «доказать окружающим на что я способен», «доказать себе, что я особенный, могу позволить себе сделать подобное»

Третье: агрессия проявляется по разным причинам. Традиционно у подростков доминируют три: насилие как цель, стремление показать себя главным и защита (или ответ на предыдущую обиду).

Что касается «Колумбайна», то это просто один из широко растиражированных примеров агрессии, поэтому ребенок, интересующийся этими темами, обязательно на них наткнется. Прямой связи такого интереса с резней в Перми и Улан-Удэ,конечно, нет.

Причин того, почему это превратилось в серию, тоже может быть много — случайность, общая связь, последователь. Боюсь,что точно мы не узнаем. Если брать за основную версию последовательность, то это частый эффект в демонстративных действиях, встречается при суицидах или телефоном терроризме — подросток видит масштабность результатов и пытается произвести такое же впечатление.

Пережить нападение

После таких трагедий нужно большая работа со всеми участниками.

Детям-свидетелям важно дать выразить свои эмоции, выговориться, не держать переживания в себе. Дать разумное(без паники и лишних эмоций) объяснение ситуации — например, какие причины подтолкнули преступника.

Детям, которые узнали об истории через СМИ, дать возможность сказать, что они думают по этому поводу. Показать ситуацию со стороны жертвы, так как подросток часто идентифицирует себя с преступником. Если ребенок боится, утвердить его в мысли, что это не стыдно. Очень желательно уменьшить уровень информации на эту тему: не смотреть постоянно новости, не обсуждать эту ситуацию регулярно.

Педагогов неплохо бы научить работать по профилактике конфликтов в школе, техникам медиации. Часто учитель не воспринимает проблемы школьников, считая их «детскими». Но это проблема скорее системная, на уровне отдельного учителя или школы решаемая не так просто.

Родителям нужно показать, насколько они внимательно относятся к ребенку и его чувствам. Поговорить на эту тему,не думать, что если ее проигнорировать, то все само решится. Не надо пытаться искать потенциальных преступников в классе своего ребенка. Желание защититься естественно, но это может перерасти в травлю.

Как распознать возможного агрессора в подростке

Ребенок, который потенциально может устроить массовую резню, отличается целым рядом признаков:

  • Он не умеет решать конфликтные ситуации и при этом постоянно в них попадает;
  • Он обидчивый, причем обиды сохраняются на долгое время, ребенок склонен отомстить даже за те вещи,которые случились несколько недель назад;
  • Проявляет жестокость в отношении более слабых: малышей, животных. Возможен вандализм;
  • Постоянное стремится доминировать среди сверстников, не способен подчиняться, выполнять поручения, излишне строптивый;
  • Имеет проблемы с самоконтролем, не может заставить себя выполнять задания, склонен к истерикам. Часто действует импульсивно — сначала сделал, только потом подумал. Нетерпелив.

Личность системна, поэтому если агрессивность не проявляется совсем, то это не значит, что ее нет. Она скорее «блокируется», ребенок не может ее выплеснуть. Часто знакомые совершивших насильственные преступления удивляются, как же так, такой милый человек, всегда вежливый.

Инструкция по выживанию

Если вы заметили у своего ребенка-подростка эти признаки,то то, что делать точно не нужно, — так это обвинять и давить. Метафорически это напоминает плотину у которой засорилась труба для сброса излишка воды. Вода в ней скапливается, но выхода не находит. Взрослый в данном контексте это инженер, который должен вовремя заметить проблему, произвести ремонт, помочь. Если он будет кричать на плотину, навряд ли ситуация разрешится.

Надо научить ребенка оценивать свое эмоциональное состояние, научиться его менять. Это показатель эмоционального интеллекта каждого человека. Не всегда даже специалисты, работающие с детьми, способны адекватно и эффективно разрешить такие трудности. Боюсь, что без системного подхода, когда все участники работают заодно,ничего не выйдет.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ