Найти в Дзене
РечнойПравдив

Подводный хлам — угроза судоходству

Фото с сайта http://tass.ru
Фото с сайта http://tass.ru

Тысячи затонувших плавсредств лежат в акваториях морских портов, на дне рек, озер и водохранилищ. Подводный хлам угрожает безопасности судоходства, наносит вред окружающей среде, препятствует рыболовству, гидротехническим и путевым работам. О том, как решается эта проблема сегодня, пишет газета «Волго-Невский ПроспектЪ».

Выявляют бесхозяйные суда администрации бассейнов внутренних водных путей и морских портов, поскольку именно на них возложено обеспечение безопасности судоходства на водных путях и акватории портов. Администрации бассейнов, кроме поддержания гарантированных габаритов судового хода, содержания навигационной обстановки, проведения дноуглубительных работ, выполняют также траление, дноочищение и русловые изыскания. Обстановочные бригады при мониторинге водных путей и обнаруживают подводные препятствия, мешающие движению флота.

На каждую выявленную затонувшую единицу флота составляется опись его основных характеристик, они ставятся на учет в журнале учета бесхозяйных судов. Кроме этого, администрации занимаются выявлением остатков брошенных плавсредств, не пригодных к буксировке, которые уже не представляется возможным даже назвать судном, и ведут перечень затонувшего имущества. Их расположение нанесено на карты, чтобы в случае необходимости судоводители могли обойти препятствие.

При обнаружении такого объекта специалисты приступают к поиску владельца, который обязан поднять из воды и утилизировать свое имущество, если оно представляет опасность для водного движения. Расположение их известно и нанесено на судоходные карты, чтобы капитаны могли их обойти в случае отклонения от основного курса (практически все суда лежат не на основном пути следования).

По данным Росморречфлота, на учете восьми администраций морских портов находятся 144 затонувших судна, на дне канала имени Москвы лежат 48 плавсредств, Волги — 359, в акваториях девяти бассейнов внутренних водных путей еще 634 плавсредства. Больше всего брошенного флота зафиксировано на реке Лене — 294 и в Обь-Иртышском бассейне — 368 единиц (в одном месте затоплено сразу 14 судов).

В Камском бассейне обнаружены 57 брошенных теплоходов и другое затонувшее имущество: на дне рек Камы, Н. и В. Белой, Уфы, Павловского водохранилища лежат остатки понтонов, корпусов теплоходов, плавкранов, барж. Администрация Волго-Донского бассейна ведет учет 13 объектов на реках Дону, Кубани, в Цимлянском водохранилище, среди которых полузатопленные баржи, понтон, днище баркаса. Большинство плавсредств не представляет угрозы судоходству, некоторые затоплены недалеко от судового хода, место их нахождения в этом случае обозначают навигационными знаками.

По словам руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы» Германа Вячеславовича Елянюшкина, при обнаружении затопленных объектов специалисты приступают к поиску владельца, который обязан поднять из воды и утилизировать свое имущество. В том случае, если «утопленник» угрожает безопасности судоходства, то есть располагается в пределах судового хода, канал имени Москвы, не дожидаясь появления собственника, эвакуирует затонувшее судно. Администрация Московского бассейна уже подняла из воды 30 неопознанных объектов и разыскивает владельцев еще семи на Москве-реке и Оке. Чтобы извлечь и утилизировать одну единицу плавсредства, потребуется не менее месяца — с учетом процедур согласований, составления сметы, проекта работ, подготовки техники и персонала. Так, в 2016 году для эвакуации из Братеевской поймы Москвы-реки двух небольших катеров были задействованы водолазный бот, водолазная станция, буксир-толкач, баржа, два плавкрана и буксировщик. Недобросовестные судовладельцы наносят ущерб государству. Серьезных инструментов давления на них сегодня, к сожалению, нет. Администрация бассейна может только обратиться в прокуратуру и в суд — в том случае, если удастся установить собственника судового хлама. Если же мы имеем дело с «кораблем-призраком» без опознавательных знаков, то бремя его эвакуации и утилизации ложится на плечи государства.

Закон запрещает подъем затонувшего судна со дна без разрешения его владельца. Но больше половины затопленных судов не имеют хозяев, или принадлежность затонувшего имущества оспаривается. Бывают случаи, когда собственник установлен, но предприятие-судовладелец давно ликвидировано. Естественно, что желающих платить за подъем ржавой ненужной посудины практически нет, причем утилизация одного затонувшего судна может превысить 10 миллионов рублей. Заставить может суд или прокуратура. Но для предписания прокуратуры нужны серьезные основания — помеха судоходству или экологический вред. Например, железобетонный плавдебаркадер «Б-116» в Азовском море загрязняет акваторию, и администрация порта направила материалы по нему в прокуратуру, чтобы собственник утилизировал его.

К поиску вариантов решения проблемы подъема затонувших судов подключилось Федеральное агентство морского и речного транспорта. Росморречфлот предлагает обязать собственников судов страховать или оформлять иное финансовое обеспечение в их отношении. Речь идет о флоте, который эксплуатируется во внутренних морских водах и на внутренних водных путях. Как считают специалисты Росморрчефлота, это поможет решить проблему утилизации судов.

Кстати

При подготовке к строительству Багаевского низконапорного гидроузла на акватории выполнена эхолокация и магнитометрия, проводятся водолазные работы. В ходе их выполнения установлена сильная засоренность дна участков дноуглубления. Всего обнаружено около 1500 акустических и магнитных контактов, три фрагмента затопленных судов. По результатам предварительного обследования два из них — бронекатера, затопленные во время Великой Отечественной войны. С большей долей вероятности можно говорить о том, что на них могут находиться взрывоопасные предметы. В связи с этим работы по размыву грунта для дальнейшего подъема судов будут производиться водолазами с гидромониторами.

***

Не забудьте подписаться на наш канал!

До новых встреч!