«Самая прекрасная работа в мире» сперва была диссертацией французского антрополога Джулии Менситьери, которую та защитила в 2012 году в стенах парижской Высшей школы социальных наук. Исследование оказалось таким масштабным, а тема такой захватывающей, что научную работу решено было издать как книгу. И с момента своего появления на полках магазинов в Европе в конце августа эта книга уже успела наделать много шума.
Основная тема исследовательской работы Джулии — эксплуатация в мире моды. Как правило, стоит нам услышать это словосочетание, как мы моментально думаем о тяжелой жизни моделей. Но Менситьери взяла шире и написала о нелегком труде всех креативных сотрудников из мира fashion — не только моделей, но и стилистов, журналистов, фотографов, стажеров, дизайнеров без мирового имени. Этим людям регулярно недоплачивают, некоторые из них не в состоянии снять квартиру и заплатить за телефон, тем не менее летают они бизнес-классом, носят вещи стоимостью несколько сотен евро (часто туфлями и платьями бренды расплачиваются с ними за работу), а свою возможность работать в сфере моды считают огромным везением. В книге автор пытается в очередной раз показать двойственную натуру явления: с одной стороны, мир моды — мир прекрасной мечты и красивых людей, с другой — жестокая среда, где принято жить по законам джунглей.
Построена «Самая прекрасная работа в мире» на свидетельствах анонимных инсайдеров. Всего Джулия проинтервьюировала пятьдесят человек — от моделей и стилистов до стажеров и журналистов. С кем-то она встретилась лишь с раз, с кем-то провела бок о бок много месяцев. Она много раз ездила на модные съемки и незаметно наблюдала за тем, как строятся отношения в профессиональной среде. Все герои анонимны и выступают под вымышленными именами. Во Франции автора уже успели обвинить в подтасовывании фактов и в отсутствии в книге (которая как-никак выросла из научной работы) грамотно собранной статистики: пятьдесят свидетельств — это, по мнению некоторых, мало.
Жан-Поль Готье, пока единственный из корифеев моды прокомментировавший выход книги, заявил, что эта индустрия ничем не хуже и не лучше любой другой и что мир моды — «одна большая семья», а обвинения Менситьери безосновательны. Впрочем, стоило французской версии i-D опубликовать на сайте интервью с Джулией, как этот материал мгновенно побил все рекорды по количеству просмотров. Такой интерес аудитории к теме говорит сам за себя: все проблемы, о которых Менситьери пишет в книге, несомненно, не выдумка.
«Миа назначает мне встречу в Chez Jeannette, баре в Х округе Парижа, где часто собираются профессионалы из мира моды. Когда я прихожу, она выпивает с Себастьяном, директором моды одного независимого журнала «для избранных». Едва я подхожу к их столику, как он, полностью одетый в черное, необычно подстриженный, буквально сканирует меня взглядом с головы до ног. Миа, с сумочкой Prada, в джинсах, в свитере с капюшоном и в туфлях Chanel, тут же пускается в откровения: «Я все выходные проплакала. В четверг я работала с клиентами Derloge (вымышленное название сети парикмахерских салонов, очень популярных во Франции. — Прим. авт.), и меня там жутко прессовали. Потом пришла домой, а там шаром покати, грязь, отсутствие денег за аренду, гонорар, который все никак не заплатят, долги… Я даже за выпивку заплатить не могу». После этого она просит у Себастьяна два евро на стакан пива. «Когда все идет классно, все классно. Но когда ты на мели — ты на мели. Результаты своей работы я вижу, но они измеряются не в деньгах». Звонит ее Blackberry, она смотрит на экран, но не отвечает на вызов: «Это из Bouygues* звонят. Они меня преследуют. Я им должна 273 евро, и они грозятся отрубить мне связь».
*один из французских операторов сотовой связи. — Прим. The Blueprint
«Я познакомилась с Мией задолго до начала этого исследования. Она снимает квартиру совместно с Хаиме, моим давним другом. Миа итальянка, ей около 30 лет, во Францию она приехала после расставания с мужчиной, в поисках новой жизни и с желанием развиваться профессионально. Она окончила школу моды в Италии и какое-то время работала журналисткой в модном журнале в Милане, а затем консультантом для нескольких марок prêt-a-porter. В Париже она независимый стилист, в модной среде ее профессию называют на английский манер — stylist. Миа подбирает все необходимое для съемок редакционного или рекламного материала для журнала или модного бренда. Она выбирает тему съемки, место, одежду, аксессуары, декор и моделей. Иногда она должна нанимать и других работников — фотографа, парикмахера, визажиста, ретушера снимков… Она что-то вроде режиссера модного спектакля.
Миа — личность заметная. Она авторитарна, харизматична, остра на язык и не стесняется заявить о себе, иногда с юмором, иногда всерьез, как настоящая prima donna или drama queen. У нее хрипловатый голос, она носит ярко-красную помаду, одевается иногда элегантно, иногда смело, иногда в расслабленном стиле, но совершенно точно никогда не выглядит блекло. Ее гардероб — смесь вещей от люксовых марок и куда менее престижных аксессуаров. Именно Миа ввела меня в мир профессионалов моды».
«Во время одного из наших многочисленных разговоров по скайпу Миа сообщает мне, что на следующей неделе участвует в съемке топ-моделей («Реально очень профессиональная штука, высший уровень!») и что я, по ее словам, ни в коем случае не должна этого пропустить. Речь о модной съемке для швейцарского женского журнала Heidi (название вымышленное. — Прим. авт.) и о производстве видео для его сайта. Поскольку Миа не может заранее сообщить мне точное время, мы договариваемся, что накануне я переночую у нее. В тот вечер, около 22:00, ее агент наконец присылает e-mail, в котором указывает время начала съемки — 8:15. После мы с Миа проводим ночь в одной кровати в двухкомнатной квартире, которую она снимает вдвоем с Хаиме в районе Ла Шапель. Хаиме занимает спальню».
«Через несколько минут Миржана спускается. До этого я никогда ее не видела, но накануне Миа долго мне ее описывала, перемежая свой рассказ целой кучей комплиментов: она не преминула разъяснить, насколько «топовая» модель Миржана, как она мила, как много зарабатывает и в какой великолепной квартире в XVII округе живет — квартира к тому же собственная, а не съемная. Первое, что я замечаю, — это ее ноги, обутые в маленькие белые тапочки вроде тех, что предлагают клиентам в дорогих отелях, и край белого пеньюара. Едва спустившись, Миржана тепло приветствует Миа, которая называет ее amore. Несмотря на то что я сижу всего в метре от нее, на меня она даже не смотрит, а затем и вовсе поворачивается ко мне спиной, чтобы что-то обсудить с Миа. В это мгновение девушка-фотограф раздраженным тоном напоминает, что мы опаздываем. Тогда Миа просит Анни, свою ассистентку, подать Миржане первый наряд из тех, что она отобрала, несмотря на то, что сама Миа стоит рядом с Миржаной, а Анни находится на другом конце комнаты.
Читать больше материалов на theblueprint.ru