Найти в Дзене
Stanislava Ber

Василий Верещагин. Баталист или пацифист?

Оглавление

Признаюсь честно, кроме "Апофеоза войны" работ Верещагина я не могла вспомнить, когда подруга позвала меня на его выставку. Она же мне напомнила мою реакцию, когда мы смотрели на этот самый "Апофеоз" в Третьяковке десять лет назад.

– Я бы, пожалуй, повесила такую картину в гостиную, чтобы сдерживать оптимизм и природную весёлость. Слишком уж мрачно.



Апофеоз войны
Апофеоз войны

Как оказалось, у художника была такая богатая на события и путешествия жизнь, что все работы выставляются сериями – Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, Русский Север. Свои впечатления от жизни в экзотических странах он перенёс на холсты, и появились маленькие и большие полотна с изображением необычных людей и пёстрой архитектуры.

-2

Дервиши, арабы, евреи и японки. В портретах меня поразило внимание к деталям. Не думаю, что ему стояли и позировали часами. Как можно было запомнить столько подробностей без фотоаппарата?! Проработка костюмов на таком уровне, что видны строчки, текстуры тканей, засаленность одежды. Ну и, конечно, сами персонажи примечательные, фактурные. С "живыми" глазами, с настроением, с историей жизни.

Баталист. Так его называют. Но он, скорее, пацифист. Все изображения войны пронизаны одной мыслью – ВОЙНА УЖАСНА. Он первый заявил о том, что все красивые речи о победах и завоеваниях – ничто по сравнению с тем, какой кошмар там творится. В то время было принято представлять военные действия в радужном свете, а его работы не вписывались в эту концепцию имперских интересов. Его часто запрещали, даже за рубежом. Впрочем, мало что изменилось с той поры в части "невписываемых" запретов.

"Представляют трофеи"

-3

На первый взгляд всё хорошо – красивый дворец, изящная восточная архитектура, голубое небо. Но если приглядеться, то в самом центре полотна замечаешь горку отрубленных голов. Эмир с садистским удовольствием разглядывает полусгнившие головы русских солдат, в то время как свита не подходит близко. Такая вонь стоит, что визири зажимают носы.

"Побежденные. Панихида"

-4

Картина входит в Балканскую серию. Всё происходит в Болгарии. Русская армия понесла огромные потери в сражении под Плевной. Внимание концентрируется на двух печальных фигурах – командире и священнике, и только потом обнаруживаешь, что всё поле усеяно погибшими. Их тела занесены жёлтой землей, и скоро совсем пропадут из вида. Даже небо скорбит.

"Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)"

Это полотно не такое мрачное, как предыдущее. Вроде бы наши победили. Слышится громкое "Ура!", подкинуты шапки вверх. Но композиция картины такова, что акцент поставлен не на параде, а на главных героях, отдавших свою жизнь за эту победу. Погибшие солдаты лежат в причудливых позах. Художник честно пишет о войне. Без прикрас.

Рамы и подписи. Отдельного внимания требуют рамы. Они сами похожи на произведения искусства. Ещё более оригинальными выглядят подписи на рамах, без которых художник не видел своих работ. Например, "Смертельно раненный" сопровождается такой припиской "Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!…" Эту сцену Верещагин наблюдал в Туркестане. Раненный русский солдат бегал по кругу, пока не упал замертво.

Верещагин ненавидел войну. Она его пугала, возмущала, отталкивала. По иронии судьбы он погиб именно там. Его не стало во время русско-японской войны в 1904 году. Ему был 61 год.

#выставка #Верещагин #писатель #СтаниславаБер