Первоначально дети доверяют взрослым на сто и больше процентов, потому что взрослые это единственные люди, которые дают им информацию о внешнем мире и показывают им: можно ли внешнему миру доверять? Добр ли внешний мир? Какие там люди? Какие бывают вещи,звуки, еда и прочее. И ребенок принимает все, накапливая информацию для дальнейшего анализа и классификаций вещей, явлений, состояний о себе и внешнем мире.
Это у маленьких деток легко увидеть на примере еды. Если Вы подойдете к ребенку с ложкой, дадите ему понять, что нужно открыть рот, — он легко и доверчиво откроет. Потому, что доверяет Вам. Если же Вы положите туда что-то горькое (лекарство, например), ребенок станет плеваться, а от следующей ложки постарается увернуться. Попробуйте так с любым взрослым: подойти к нему с ложкой и сказать: «Открой рот». Большинство спросит: «А что там?». Даже не потому, что «а вдруг он хочет меня отравить?», а, скорее «может, там что-то вкусное, но не факт, что я сейчас это хочу» (нормальный, здоровый анализ ситуации). Ребенок же вынужден доверять, чтобы выжить: «взрослый лучше знает, что мне нужно». Не думает так, конечно, — инстинктивно доверяет.
Доверие и душевная боль. С чего все начинается?
И в основе здорового начала хорошей жизни должен быть достаточно адекватный взрослый, которому можно стабильно доверять ровно столько времени, сколько понадобится ребенку, чтобы научиться разбираться в этом мире самостоятельно (не сразу во всем мире, а начиная с малого, конечно). Безусловно есть дети, которым не повезло, и они столкнулись – в ответ на свое доверие – с тем, что трактовали, как опасность, причем случилось это раньше, чем они были способны к анализу ситуации. Именно поэтому важно заранее предчувствовать такую опасность и обращаться к психологу на сайт Vashe-Soznanie.ru.
В сознательном возрасте действия, которые разрушают наше доверие, обычно называют «предательством». Так что дети воспринимают это, скорее, как угрозу жизни. Если с едой, лекарствами, уколами и прочими мелкими «угрозами» все более или менее ясно (они преодолимы – недоверие возникает ненадолго и точечно, и, переварившись, превращается в новое знание о мире, в опыт), то вот предательство (подрыв доверия) в отношениях – это сложнее, особенно, когда это предательство исходит от самых близких людей — родителей!
Во-первых, душевная боль переживается, как глобальная (а не локальная, как физическая).
Во-вторых, гораздо сложнее увидеть со стороны, что что-то произошло: чужая душевная боль не так заметна, как физическая (она может выражаться в замирании и уходе в себя и выглядеть, как равнодушие, или, наоборот, бурная реакция может быть истолкована как каприз). А раз трудно увидеть – то трудно и вмешаться, чтобы помочь.
В-третьих, мы сами часто не готовы замечать чужую душевную боль, опасаясь столкнуться с собственной. Попав в ситуацию, вызвавшую душевное страдание, ребенок теряет доверие в отношениях с близкими. То есть даже если они есть, даже если есть, у кого получить любовь, то ребенок, получив опыт потери доверия (например, после достаточно долгой разлуки с мамой в неподходящем возрасте), — оказывается недолюбленным не потому, что вокруг него нет любящих людей, а потому, что он никому уже не верит без оглядки. Он относится к любому приближению к своей душе с опаской и подозрением. Он может улыбаться, благодарить, кивать головой в ответ на вашу заботу, но она – проходит мимо, не проникает в душу. Пропадает тот самый «фермент, переваривающий любовь». Он все время голоден, и не может получить необходимую ему «порцию» любви. Ему страшно: «еще раз я эту боль утраты не перенесу». И это не осознанная мысль, скорее, состояние души.
Эта статья призвана сказать Вам о том, как важно заботиться о том, что Вы даете своим детям? Хотите ли Вы, чтобы они были для Вас друзьям или просто существами, которых удобно показать друзьям и похвастаться отличными оценками или примерным поведением?