Доброго времени суток! Сегодня пойдет речь о том, как создавалось наше большое транспортное будущее, а именно как, когда и кем был создан первый в мире пассажирский самолёт. Ну а теперь как перед взлетом - пристегните ремни, нас ждёт увлекательное путешествие в историю!
Кто был первым
Первые пассажирские самолёты были сконструированы благодаря трудам русского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, сейчас более привычное для нас название авиалайнер. Прототип современного авиалайнера впервые стартовал в воздух в 1914 году, на борту «Ильи Муромца» - так назывался первый пассажирский самолёт, присутствовало 12 пассажиров. В этом же году авиалайнер установил мировой рекорд, совершив первый полет на дальнее расстояние. Самолет конструкции Сикорского, конвертированный в пассажирский из бомбардировщика, был оснащен пассажирским салоном, рестораном, отдельными спальными комнатами и даже ванной, так же в самолете имелось отопление и электроэнергия. Авиалайнер пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, совершив всего одну посадку для дозаправки. Авиалайнер также участвовал для транспортировки боевого оружия во время Первой мировой войны. Но к сожалению эта война заставила российскую авиацию на некоторое время остановить развитие.
Что же было дальше?
Вторым пассажирским лайнером стал американский самолёт Ford Trimotor. Авиалайнер был оснащен тремя поршневыми моторами, взяв на свой борт 8 пассажиров. Самолёт сходил с конвейера с 1925 год по 1933 год. Благодаря своей надежности самолет использовался ещё многие годы после окончания производства. А начиная с середины 1930-х годов началось производство Douglas DC-3, разработчиком которого был Артур Рэймонд. Самолёт стал самым массовым в истории пассажирских самолетов. Он производился в том числе и для нужд армии США и Союзников в годы Второй Мировой войны как C-47 Skytrain (Dacota). Самолет брал на борт 21-32 пассажира. DC-3 производился по лицензии и в СССР под обозначением ПС-84/Ли-2. Но, как и у каждого самолета, у лайнера DC - 3 есть и печальная история. В конце 1948 года один из самолетов этой серии пропал без вести со всеми пассажирами и членами экипажа.
Послевоенное время
После окончания войны для конструкторских бюро было характерно создание многомоторных пассажирских самолетов на основе планеров тяжелых бомбардировщиков, и все же, авиаконструкторы на этом не остановились.
В 1950-е годы началась эра реактивных самолетов. Настоящим реактивным авиалайнером, созданным именно для коммерческих целей, стал британец De Havilland Comet, поднявшийся в воздух 27 июля 1949 года.
После серии катастроф, авиалайнер, который считали огромным прорывом в развитии авиации, в 1954 году был отстранен от полетов и подвергнут серьёзной модернизации.
Абсолютный лидер
Позже лидерство в области реактивной пассажирской авиации перешло к Советскому Союзу. Конструкторское бюро Туполева выпустило с конвейера современнейший по тем временам авиалайнерТу-104 (первый полет 17 июня 1955 года). До октября 1958 года он был единственным реактивным самолётом, эксплуатирующимся во всем мире.
В конце 60-х годов XX века появились первые сверхзвуковые самолеты — советский Ту-144 - разработка КБ Туполева, и англо-французский Concorde. Успеха, к сожалению, ни тот ни другой авиалайнер не добились, став скорее символами престижа национальных авиационных отраслей. Советский Ту-144 после нескольких страшных катастроф был выведен из эксплуатации. Concorde прослужил до 2003 года, а катастрофа в 2000 году оказалась фатальной и для этого самолета, также выведенного из эксплуатации.
А дальше все больше и больше...
Следующим прорывом в развитии гражданской авиации стали широкофюзеляжные самолеты. Американский Boeing 747 был первым широкофюзеляжным самолетом, поднявшимся в воздух в 1969 году.
Настоящий гигант
Самым большим широкофюзеляжным самолетом сверхбольшой вместимости стал двухпалубный Airbus A380, совершивший первый полет 27 апреля 2005 года.
Современные же пассажирские авиалайнеры внешне мало отличаются от тех, что появились в 60-е годы. В наши дни при создании и модернизации авиалайнеров основной акцент делается на совершенствование авиационных двигателей с целью повышения топливной эффективности и снижения уровня шума, облегчение конструкции планера за счет применения материалов нового поколения, в том числе на основе композитов.