часть 2
Но всё скоро будет иначе. С апреля 1985 года по стране шла перестройка. "Новое мышление", объявленное генсеком единственной правящей партии - Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, затуманивало всем мозги, и я, как всегда, всему этому поверила.
Рьяно защищала всех и вся. Больше, чем все остальные мои сослуживцы, от системы и получила. Кто легко верит, легко и пропадает. Верила слепо, как, впрочем, и все наивные зауральцы. Верили, что говорили с высоких трибун, мы были далеко не москвичами, которых трудно провести "на мякине", хотя москвичей я очень даже уважаю, и нелегко им жить в столице, где эта самая политика и делается. И не зря Москву считают государством в государстве. Нам бы с неё пример брать. А не голосовать слепо, веря всему. А может, и верим потому, что у нас снега больше белого.
Но история показала: перестройка, которая, конечно, была нужна, превратилась в катастрофу. Дорогой Михаил Сергеевич сдвинул огромную, уникальнейшую, единственную в своём роде многонациональную страну на новый путь, а как по этому пути её вести - не знал. Аналогов мирового опыта не было.
Русские же всегда впереди, с нами не соскучишься: то с льдины нас снимают - такие мы смельчаки, что в море ушли; то в шахте сидим без воздуха и выживаем; то спутник запускаем, что американцам становится дурно. И они посылают в Советский Союз делегацию учителей - разузнать, как это страна "лапотников" оказалась впереди планеты всей, и что там за тайны советской системы образования? И в истории американского образования четко выделяются периоды: доспутниковый и послеспутниковый. Чего-то такое у нас заприметили и внедрили. Умные люди никогда не бояться учиться, хоть у кого, даже у врагов, у системы иной, непонятной.
Дух наш всегда был крепким - и этим я горжусь: тонем, но не сдаёмся.
И не кричали вроде бы в этот раз, что паровоз пыхтит не так, как надо.
Но запад тут как тут оказался, рядышком, а иначе нельзя, бряцать оружием мы умеем сполна и всегда, а за друзьями не охотники, всё как-то недосуг, а сверхдержавой быть, ох, так хочется.
А Рональд Рейган, 40-й американский президент, своего звёздного часа не проспал, с командой, весьма умной, около нашего генсека и оказался. Знали и видели, что страна в тупике, много шапок Мономаха было не в пору нашим Сенькам, что всё основательно прогнило, плесенью покрылось, иначе бы баб здоровых не стали в больнице швырять, как поленья. Да и какое же государство будет работать против себя, разве что наши, русские Вани с печки "емелевой".
И "империей зла" нас обозвал, и всё сделал для своей нации, чтоб её назвали единственной сверхдержавой нашего, впрочем, всегда хрупкого мира, и почтение от граждан страны получил, великий крестоносец конца двадцатого века. А тут и Буш-старший на смену подоспел.
Развалили Берлинскую стену, что, впрочем, правильно, после декабря 1989 года процесс пошёл... и стал неконтролируемым. "Новое мышление" работало, набирало обороты.
"Бархатная революция" в Чехословакии, крах режима Чаушеску в Румынии, где, слава Богу, я успела побывать и краем глаза увидела, что ситуация в 1988 году была на грани последней капли терпения, не хватало маленькой искры. Так плохо жила основная масса населения, а потом и к нам всё перекатилось. Очереди огромные за бензином я видела под окнами нашего отеля в Эфории-Норд, на самом краешке красивой береговой морской полоски, на Чёрном море. Потом всё это уже увидела на Украине – безжизненные улицы Симферополя, бензиновый кризис времён перестройки. Потом пустые, а затем и не доступные по цене полки магазинов в России. Перестройка породила нищету. Превратилась в катастрофу. Не приятно об этом писать, просто не хочется в это верить, но пустой кошелёк говорит сам за себя, и за державу обидно.
Объявленная перестройка не смогла вылечить страну, реформы все были пустыми, непродуманными, и долго историки будут анализировать, судить да рядить, и правильно будут делать - оценка должна быть поставлена всем действующим лицам.
Рождаемость упала на одну треть, а смертность превысила одну четверть от прежних показателей. И при всём этом - резкое падение нравственности. Души, к сожалению, у многих людей заплесневели, зачерствели от катастрофы экономической, демографической, геополитической. Вся нечисть западная, им не нужная, к нам полилась рекой грязной. Кому-то это явление - растлевать наши некрепкие детские души, уничтожать наш золотой генофонд -было выгодно. Мало было нам войн. Кто о ком, а вшивый о бане. Так и я.
Продолжение следует ... подписывайся и следи за новыми выпусками ;-)
Румыния " Эфории-Норд " 1988 год