Годы идут, а битва между адептами узкой зимней резины и широкой не утихает! Каждый приводит свои убедительные доводы и, казалось бы, одерживает сокрушительную победу, но оппонент всегда находит контраргумент!
Скажу сразу - правы обе стороны, предлагаю разобраться почему!
Что говорят про узкую резину?
За счет меньшего пятна контакта такая покрышка имеет большее удельное давление на дорогу, что положительно сказывается на сцепных свойствах, она вгрызается в дорогу!
А что говорят про широкую?
За счет большего пятна контакта такая покрышка имеет меньшее удельное давление на дорогу, что положительно сказывается на сцепных свойствах, она не проваливается в снегу!
А что на самом деле?
Пятно контакта по площади в обоих случаях будет одинаковым! Но есть условности: речь идет о недеформируемом грунте, масса колеса и автомобиля не поменялись, состав резины и рисунок протектора одинаковые, а самое главное давление внутри покрышки неизменно!
На площадь пятна контакта в больше степени влияет нагрузка, приходящаяся на колесо, и давление внутри!
P = N/S = mg/S, где P - давление, N - вертикальная нагрузка, S - площадь пятна контакта, m - масса, g - ускорение свободного падения.
Увеличиваем массу и уменьшаем давление внутри - площадь соприкосновения с поверхностью растет!
Но что-то же меняется?
Форма пятна контакта - от вытянутой по ходу движения у узких шин, до вытянутой по ширине покрышки у широкой!
Но это все при соблюдении всех перечисленных условностей! В реальной жизни форма пятна контакта при движении автомобиля будет меняться ежесекундно, и она зависит от десятка параметров!
Сцепные же свойства покрышки больше зависят от состава резины и формы протектора, а в случае с зимней резиной распределения по пятну контакта шипов или ламелей!
Так какие лучше, узкие или широкие?
- Узкая и,чаще всего, более высокая резина лучше будет прокладывать путь по снежной каше или рыхлому снегу, она меньше подвержена эффекту аквапланирования! Это достигается за счет меньшей поперечной площади (речь уже о деформируемом грунте) по отношению к преодолеваемому снежному препятствию! Узкая покрышка будет легче, и у нее больше слой резины до обода колеса, что положительно скажется на комфорте перемещения! Чаще бываете на засыпанном снегом асфальте или в снежной каше - узкая Ваш выбор!
- Широкая будет действительно меньше проваливаться в снегу (оборотная сторона раннее аквапланирование при попадании в снежнореагентную кашу). Такая резина обладает меньшими углами увода, лучше держит курс, не подламывается при маневрировании. Обычно лучшее сцепление при разгоне и торможении по льду и укатанному снегу обеспечивает именно широкая покрышка за счет более мягкого и цепкого состава резины (не надо компенсировать боковой увод более жесткой резиной) и более длинных ламелей, распределенных по пятну контакта. В вашем регионе дороги чистят - на наледи и по асфальту широкая резина будет лучше себя чувствовать.
Но это если рассматривать две крайности: очень узкую и очень широкую резину!
В обычной жизни правда где-то посередине, и автопроизводитель нам уже написал допустимые типоразмеры, которых и стоит придерживаться! Читайте тесты и сравнения разных покрышек в одинаковых условиях, чтобы увидеть разницу именно в составах резины и протекторов, и как это влияет на поведение автомобиля!
О том, как влияет размер колес на поведение автомобиля, читайте на канале в этой публикации.
P.S. Подписывайтесь на канал, комментируйте эту статью - это поможет мне понять, на чем стоит остановиться подробнее, какие темы осветить, что Вам, читатели, интересно!