Пожалуй, центральной и самой важной книгой Каббалы следует считать "Книгу Сияния", или "Сефер а-Зоар", как она называется на иврите (обычно ее называют кратко - Зоар). За этим текстом, занимающим около трех томов, стоит целая легенда. Она появилась на историческом небосклоне в конце XIII века н. э. в Испании, откуда стала расходиться в рукописях, прежде всего, по еврейским общинам, а чуть позже проникла к ведущим мистикам и мыслителям Европы.
Долгое время считалось, что автором этой книги был известный еврейский мудрец, один из учителей Мишны - раби Шимон бар Йохай. Такая точка зрения сохраняется по сей день в среде ортодоксального иудаизма, где эта книга признается одной из глубочайших и наиболее священных. С другой стороны, академические исследователи уже давно прониклись скепсисом в отношении авторства и происхождения Зоара. Ряд ученых считает, что эта книга была написана не одним, а целой группой авторов. Другие, наиболее выдающимся из которых в ХХ веке был Гершом Шолем, пришли к выводу, что истинным автором текста был раби Моше де-Леон, живший в XIII веке в Испании (где впервые Зоар стал известен).
В действительности ни одна из сторон в этой дискуссии не имеет неопровержимых аргументов. Академическая позиция, в основном, опирается на лингвистический анализ текста, в котором находит более поздние элементы, нехарактерные для языка Мишны и Талмуда, на котором говорили раби Шимон бар Йохай и его современники. Однако во всей этой истории остается немало загадок.
Тем не менее, Зоар стал одним из ключевых текстов, на которых базируется не только еврейская Каббала, но и весь западный Оккультизм в целом. Уже оккультисты Ренессанса, начиная с XVI столетия, работали с этой книгой, а во второй половине XVII века Кнорр фон Розенрот перевел несколько трактатов из нее на латинский язык. Позже в конце XIX века с латинского на английский их перевел один из основателей герметического ордена "Золотой Зари" - С. Л. МакГрегор Мазерс. В то же время появилось и много других книг, исследующих глубины каббалистического учения, в том числе и Зоар. Среди них можно упомянуть "Каббалу" Папюса и "Священную Каббалу" Артура Уэйта.
Наиболее значимыми для развития каббалистической мысли частями Зоара стали "Большое Собрание" (Идра Раба) и "Малое Собрание" (Идра Зута). Это разделы, в которых описывается диалог раби Шимона с учениками. В Большом Собрании присутствовало десять человек, а в Малом - семь. "Малое Собрание" можно считать завершающей частью Зоара, поскольку эта заключительная беседа произошла непосредственно перед тем, как раби Шимон покинул физический мир (таково повествование самой книги, вне зависимости от того, был ли раби Шимон историческим лицом или вымышленным).
Оба этих раздела посвящены описанию и анализу каббалистических "парцуфов", то есть личностей или ипостасей Божества. Главным образом, они выделяют две ипостаси - Большой Лик (Арих Анпин) и Малый Лик (Зеир Анпин). Первый олицетворяет божественную любовь, милосердие и всепрощение, распространяющееся на всех существ вне зависимости от их поступков. Второй - божественную справедливость, отделяющую праведников от грешников и доходящую в отдельных случаях до суровых наказаний. Большой Лик влияет на Малый, изливая на него "небесную росу" и смягчая его проявления.
Помимо этого, Зоар выделяет такие парцуфы как Отец (Аба) и Мать (Има), а также Жену (Нуква), или Невесту Малого Лика, которая воспринимает его идею и проводит ее в сферу реализации. Эти "семейства" каббалистических парцуфов в дальнейшем изучались в лурианской Каббале и были доведены в представлениях каббалистов до мельчайших подробностей. Фактически, модели парцуфов объясняют принципы реализации воли Бога в процессе творения, а по аналогии с этим могут быть перенесены на реализацию человека в различных его творческих проектах.
Традиционные оккультные учения, преподавашиеся в магических орденах Запада, всегда включали Каббалу как свою неотъемлемую часть. Помимо древа сфирот, они уделяли внимание и парцуфам. На страницах классических книг по оккультизму можно встретить немало цитат из Зоара, который благодаря емким языковым выражениям способен донести до сознания мистика трудно уловимые, тонкие реалии духовного мира.
Знаменитый французский оккультист Элифас Леви оставил после себя краткий свободный пересказ и комментарий "Большого Собрания" из Зоара. В этой книге он видел разрешение многих теологических проблем, которые оказываются не по силам для официальной религии. В младших арканах Таро короли и королева каждой из четырех мастей считаются выражением парцуфов Отца и Матери; рыцарь - Малого Лика, а паж - его Невесты. Тот факт, что в роли Невесты должна выступать карта с женским образом побудил английских оккультистов заменить рыцаря и пажа на принца и принцессу. Именно такую структуру арканов мы встречаем в одной из самых известных колод - "Таро Тота" Алистера Кроули.