Найти в Дзене

Макс Фрай "Болтливый мертвец"

Среди читателей уже давно ходит анекдот о принципе написания «Хроники Ехо»: меньше сюжета – больше философских разговоров за питием камры. И отчасти это правда. Творение тандема «Макс Фрай» уникально тем, что сюжет здесь играет далеко не самую главную роль – скорее, это обрамление для важного вывода, к которому приходит главный герой. А истинная цель – найти настоящего себя и избавиться от того, что мешает быть счастливым. А еще, слышала, «Хроники…» называют гимном всех неудачников и хикикомори, ибо ничем не выдающийся парень попадает в лучший мир, где он Мартин Сью в абсолюте, ибо не только быстро осваивается, обретает безграничные способности и могущество, но и буквально трансформирует под себя новый мир. Да и герои этого мира подозрительно похожи на образы из его прошлой реальности – певиц, актеров и т.д… Навевает на определенные выводы.

И это тот редкий случай, когда попаданец, Мартин Сью и магия в одном флаконе внесены намеренно и это нисколько не плохо! К миру, похожему на Страну чудес Алисы, тоже не придерешься. Он абсурден, но необычайно колоритен. По уровню легкой бытовой и жизнеутверждающей философии цикл вполне себе может соперничать с модным в свое время Коэльо. Так что первые шесть томов, за редким исключением внезапной жести, воспринимались ровненько, как сборники светлых, успокаивающих и наделенных ненавязчивым юмором историй. Минус в том, что многие из мини-детективчиков уже и не вспомнишь…

-2

Том «Болтливый мертвец», по мне, получился неоднородным. Первая история – «Тайна клуба дубовых листьев» – не может похвастаться какими-то оригинальными поворотами, кроме:

а) необычайно глупого преступления, которое можно представить только в наркоманском трипе в «Ггримме» Макги – группа злоумышленников вознеслась в небо при помощи дома и оттуда… пардон… написала на крышу резиденции Ордена Семилистника;

б) последствий подлого подсыпания в камру местного аналога виагры – в убойных дозах (на самом деле, вышло все довольно невинно и забавно).

Вторая – «Болтливый мертвец» – повествует о посмертном сюрпризе от одного вредного колдуна-тролля, который издал мемуары с компроматом на всех высокопоставленных лиц, что едва не приводит, в прямом смысле, к апокалипсису. И да, здесь самое странное в истории камео бога загробного царства Анубиса. Не спрашивайте, что он здесь делает. Просто потому что.

Третья – «Наследство для Лонли-Локли» – это очень милая аллюзия на «Семейку Адамс». И очень внезапное расширение матчасти в области происхождения героев. Для меня, данный момент стал скорее разочарованием, поскольку я всегда любила псевдовосточный мир сэра Макса и терпеть не могла стандартных фэнтезийных троллей, великанов, гномов и эльфов…

-3

И самая выдающаяся и выбивающаяся из общего ряда история, которая была прибережена на конец – «Книга огненных страниц» – она воистину прекрасна и ужасна одновременно! История мастерски работает на контрасте! Только представьте, что благополучное и гармоничное существование Макса в его совершенном мире разом обрывается. Просто потому, что он открывает, что все это время близкие люди были лицемерными мразями, которые пользовались им и теперь, когда в этом отпала необходимость, цинично и равнодушно растаптывают главного героя. Все-таки по подсказкам можно понять, отчего свершилась такая перемена и что, скорее всего, будет дальше, но душевное состояние, трагедия Макса, передается на удивление пронзительно, выворачивая самую душу. Жизнеутверждающие мотивы сменяются сомнениями – а можно ли вообще кому-то доверять и есть ли смысл верить в благородство, доброту и вообще в лучшее. Вместе с героем ты беспомощно наблюдаешь, как рушится все, что ему было дорого. Но вместе с тем Макс ловит последние прекрасные моменты – удивительный вечер и городской пейзаж, дорогие ему воспоминания… Фантасмагоричной вишенкой становится заявление наставника и лучшего друга Макса – Джуффина – о том, что прекрасного мира-убежища никогда и не было, как и всемогущего существования главного героя. А еще здесь есть очень нетипичный посыл о силе искусства, о том, что ради достижения цели – воздействовать и захватить – оно может причинять неимоверную боль, вот так прекрасно и аморально. В общем, розовые очки сняты, в сердце читателя посеяны сомнения. И это очень сильно!